СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Учебно-тематический план
1.4 Содержание программы
1.5 Планируемые результаты обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации и оценочные материалы
2.3Методические материалы
Литература
3
3
7
7
8
13
14
14
16
20
21
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Развитие экологической культуры дошкольников» имеет естественно-научную
направленность.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и
проведения простейших опытов. Благодаря включению детей в освоение данной
Программы, дошкольники получат экологические знания, у них совершенствуется
наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в
природе, умение оказывать природе посильную помощь; разовьются такие
личностные
качества,
как
доброта,
ответственность,
трудолюбие,
самостоятельность, умение работать в коллективе. Организованная развивающая
предметно-пространственная среда способствует использованию познавательных
и оздоровительных целей, для развития у детей навыков труда и общения с
природой.
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Развитие экологической культуры дошкольников» предназначена для работы с
детьми 5-7 лет, учитывая потребности и возможности детей, посещающих ДОУ.
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта
2022 г. № 678-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря
2018 года № 3,
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы), изложенные
в приложении к Письму Министерства образования и науки РФ от 18.11.15 № 093242 «О направлении информации»;
- Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об образовании» от 03.07.2013 №
86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 № 13-ОЗ;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от
05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей»;
- Региональные и муниципальные документы по ПФДО,
- Устав и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад № 8
«Рябинка».
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое
воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего
времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне
живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в
котором оно находится сейчас.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные
аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено
не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и
мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей
природе.
Отличительная особенность программы заключается в том, что она
рассчитана на детей дошкольного возраста и на один из этапов длительного
умственного
и
познавательного
саморазвития.
После
прохождения
ознакомительного периода материала, воспитанники переходят к более
расширенному усвоению первоначальных знаний об экологии.
Практическая значимость программы состоит в разработке комплекса
занятий по формированию экологической культуры у детей старшего
дошкольного возраста, которые могут использоваться в педагогической практике.
Педагогическая целесообразность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры
личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды,
развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются
основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы
включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и
осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая
обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию
в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т.
В.
Потаповой:
«Предназначение
дошкольного экологического
образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и
явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего
обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и
сберегающим образом».
В познавательном развитии 5-7 летних детей характерна высокая
мыслительная активность. Пяти - летние «почемучки» интересуются причинноследственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой
природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и
др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах
окружающего мира. К 6-ти годам более развитым становится восприятие.
Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 10 названий предметов. Начинает
складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на
запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое
стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети
оказываются способными использовать простые схематизированные изображения
для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания.
Основные принципы программы:
принцип учёта возрастных особенностей детей;
принцип индивидуальности и вариативности, построенный на учёте
индивидуально-личностных особенностей детей;
принцип психологической комфортности создание особой предметноразвивающей среды, обеспечивающей эмоционально-комфортные условия
образовательного процесса;
принцип доступности, опирающийся на психические особенности
детей;
принцип систематичности и последовательности, реализует через
постепенное овладение практическими навыками и умениями в области
проектно-исследовательской деятельности;
принцип сознательности и активности, основанный на осознанном
включении детей в исследовательскую деятельность.
Адресат программы
В реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы участвуют воспитанники 5 – 7 лет, что соответствует уровню
дошкольного образования.
Объем программы
Общий объем часов – 36 часов
Срок освоения программы
Срок освоения программы – 9 месяцев
Форма обучения по программе – очная. В проведении занятий используются
формы групповой, подгрупповой и индивидуальной работы. Занятия проводятся 1
раз в неделю длительностью 30 минут во второй половине дня. Длительность
продуктивной деятельности с детьми может варьироваться в зависимости от
ситуации и желания детей. Каждый ребенок работает на своем уровне сложности,
начинает работу с того места, где закончил.
Численность детей составляет –25 человек.
При построении системы работы учитываются следующие направления:
познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство
детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности
человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
практическое направление - изучение растительного и животного мира,
связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной
деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
Организованные виды деятельности:
ООД (познавательная, продуктивная, интегрированная);
использование мультимедийного и интерактивного стола;
наблюдения за животными и растениями, явлениями природы,
деятельностью людей в природе;
совместная деятельность;
наблюдения за природой, изменениями, происходящими в ней;
целевые прогулки;
использование компьютера для прослушивания голосов животных и
пение птиц;
чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы,
сказки), рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки;
рассматривание картин из жизни диких животных;
рассказы воспитателя о животных, растениях, неживой природе;
беседы и разговоры с детьми на экологические темы;
сбор коллекций: семян, камней, листьев и пр;
опыты и эксперименты, поисковая деятельность в экологическом
кружке или лаборатории юного исследователя;
экологические тропы;
игры (подвижные, дидактические);
различные виды изобразительной деятельности на экологическую
тематику;
работа с календарями природы;
изготовление и обыгрывание макетов (зоопарк, дикие животные,
домашние животные, животные жарких стран, лес – наше богатство, кто в
море живет).
Режим занятий
Период
обучения
9 месяцев
Продолжительно Периодичность в Количество
сть занятия
неделю
минут
неделю
30минут
1 раз
30мин
Количество
в часов за 1 год
18 часов
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: формирование у детей элементов экологического сознания,
понимания и любви к окружающему миру и природе.
Общие задачи программы
учить детей осознанному пониманию ценности природы;
осуществлять показ важности природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни
человека;
формировать понимание, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
способствовать воспитанию правильного поведения в природе;
воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
воспитывать желание бережно относиться к своему здоровью.
1.3 Учебно-тематический план
№
п/п
1.
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
Наименование
разделов и тем
Овощи и фрукты
Воздух
Воздух, вода и свет
Чистый воздух и водабогатство страны
Хлеб- всему голова
Ржаной и пшеничный
хлеб
Водоемы родного края
Незнайка пришел в гости
Волшебница -осень
Как звери к зиме
готовятся
Перелет птиц
Лекарственные растения
Человек-часть природы
Кто живет в нашем
аквариуме
Домашние животныедрузья человека
Дикие животные
Снег и его свойства
Как звери в лесу зимуют
Жизнь птиц зимой
Зимние явления в
неживой природе
Зимушка - зима
Количество часов
всего
теория
кол-во
мин.
занятий
1
30мин 10мин
1
30 мин 10 мин
1
30 мин 10 мин
1
30 мин 10 мин
практика
20мин
20мин
20 мин
20 мин
1
1
30 мин 10 мин
30 мин 10 мин
20 мин
20мин
1
1
1
1
30мин
30мин
30мин
30мин
10мин
10ми
10мин
10мин
20мин
20мин
20мин
20мин
1
1
1
1
30мин
30мин
30мин
30мин
10мин
10мин
10мин
10мин
20мин
20мин
20мин
20мин
1
30мин
10мин
20мин
1
1
1
1
1
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
20мин
20мин
20мин
20мин
20мин
1
30мин
10мин
20мин
Дикие и домашние
животные
23 Комнатные растения
24 Посадка лука
25 Культурные и
дикорастущие растения
26 Будем беречь нашу
природу
27 Посев семян помидоров
для выращивания рассады
28
Путешествиеив страну
Дендрарию
29 Одуванчик
30 Космос. Звёзды.
Вселенная
31 Весна-красна
32 КВН «Времена года»
33 Почва
34 Река и ее жители
35 Насекомые
36 КВН «Знатоки природы»
Итого:
22
1
30мин
10мин
20мин
1
1
1
30мин
30мин
30мин
10мин
10мин
10мин
20мин
20мин
20мин
1
30мин
10мин
20мин
1
30мин
10мин
20мин
1
30мин
10мин
20мин
1
1
30мин
30мин
10мин
10мин
20мин
20мин
1
1
1
1
1
1
36
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
30мин
18
часов
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
10мин
6
часов
20мин
20мин
20мин
20мин
20мин
20мин
12 часов
1.4.Содержание программы
№
1
Тема
Овощи и
фрукты
2
Воздух
3
Цель
Цель: формирование представлений детей о полезной пище.
Задачи:
Образовательная: уточнить представления детей о фруктах и
овощах:названиях, форме, цвете, вкусе, запахе, твердости
(мягкости).
Развивающая: развивать речь, сенсорные способности.
Воспитательная:воспитывать заботливое отношение к своему
здоровью.
Цель: расширение знаний детей об окружающем мире.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с понятием «воздух», его
свойствами и ролью в жизни человека.
Развивающая: развивать познавательную активность детей.
Воспитательная: воспитание усидчивости, развитие умения
слушать, управлять своим поведением, работать вколлективе.
Дата
сентяб
рь
Воздух, вода Цель: развитие познавательной активности детей в процессе
и свет
эксперементирования.
Задачи:
сентяб
рь
сентяб
рь
4
Чистый
воздух и
водабогатство
страны
5
Хлеб- всему
голова
6
Ржаной и
пшеничный
хлеб
7
Водоемы
родного
края
8
Незнайка
пришел в
гости
9
1
0
Образовательная: дать детям представление о том, какое большое
значение имеютвоздух,водаисветдлявсегоживогоназемле.
Развивающая:
научитьпонимать,чточистыйвоздухнеобходимдляздоровьячеловека,чточистаявод
а(родники)–этобесценныйдарприроды.
Воспитательная: прививать бережное отношение к окружающей
среде.
Цель: расширение знания о роли воды, воздуха, солнца в жизни
человека.
Задачи:
Образовательная: дать детям представление о планете Земля,
атмосфере.
Развивающая: развивать умение детей видеть положительные и
негативные факторы воздействия человека на окружающий мир.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Цель: совершенствование знания детей о значимогсти хлеба.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с процессом выращивания
хлеба.
Развивающая: развиватьмыслительнуюактивность.
Воспитательная:
воспитыватьбережноеотношениекхлебу,
уважениекчеловеческомутруду.
Цель: расширение знаний о хлебе.
Задачи:
Образовательная:обобщить и систематизировать знания детей о
разнообразии хлебобулочных изделий.
Развивающая: развивать речь детей.
Воспитательная: на основе расширения знаний об окружающем
мире воспитывать у детей уважение к людям труда (хлеборобам,
хлебопекам), бережное отношение к хлебу.
Цель: расширение знаний детей о водоемах.
Задачи:
Образовательная: учить грамотно отвечать на вопросы.
Развивающая: развивать у детей эстетическое восприятие,любовь
к природе.
Воспитательная: воспитыватьбережноеотношениекприроде.
Цель: расширение представления детей об овощах и фруктах.
Задачи:
Образовательная: учить сравнивать, анализировать, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи.
Развивающая: развивать логическое мышление.
Воспитательная: воспитывать отзывчивость и умение
радоваться успехамдрузей.
Волшебница Цель: систематизирование знаний об осени.
-осень
Задачи:
Образовательная: учить сравнивать, анализировать, устанавливать
простейшие причинно-следственные связи.
Развивающая: развивать наблюдательность.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям
иживотным.
Как звери к Цель: закрепление знаний детей о диких животных.
зиме
Задачи:
готовятся
Образовательная:
учить
сентяб
рь
октябр
ь
октябр
ь
октябр
ь
октябр
ь
ноябрь
ноябрь
1
1
Перелет
птиц
1
2
Лекарственн
ые растения
1
3
Человекчасть
природы
1
4
Кто живет в
нашем
аквариуме
1
5
Домашние
животныедрузья
человека
1
6
Дикие
животные
1
7
Снег и его
свойства
1
Как звери в
детеймыслитьлогично,ставитьвопросы,делатьправильныеумозаклю
чения.
Развивающая:
развиватьудетейречевуюактивность,творческоевоображение,наблюд
ательность, смекалку.
Воспитательная: воспитывать интерес кприроде.
Цель: закрепление знаний детей о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательная: учить детей доброте, бережному отношению к
природе.
Развивающая: развивать память, логическое мышление, внимание.
Воспитательная: воспитыватьбережноеотношениекптицам.
Цель: ознакомление с лекарственными растениями.
Задачи:
Образовательная:
расширять
представление
детей
о
многоообразии и значении растений лекарей в жизни человека.
Развивающая: развивать связную речь детей.
Воспитательная: воспитывать любовь к малой Родине.
Цель: формирование целостного воспрития окружающешл мира.
Задачи:
Образовательная: понимать взаимосвязь человека и природы
(человек-воздух, человек-вода).
Развивающая: развивать связную речь детей.
Воспитательная:воспитывать любовь и бережное отношение к
природе.
Цель: ознакомление детей с жизнью животных живого уголка.
Задачи:
Образовательная: активизировать познавательную деятельность.
Развивающая: развивать умение отвечать на вопросы.
Воспитательная: воспитывать интерес к водному миру аквариума.
Цель: формирование понятия «домашние животные».
Задачи:
Образовательная: выявить и систематизировать представления
детей о домашних животных.
Развивающая: развивать мышление, фантазию, интерес к
домашнимживотным,желаниепомогатьвзрослымпоуходузаними.
Воспитательная:
воспитывать
заботливое
отношение
кживотным.
Цель: расширение знаний детей о диких животных.
Задачи:
Образовательная:
учитьзамечатьосновныепризнаки,характеризующиепонятие
«дикиеживотные».
Развивающая: развивать фантазию, воображение.
Воспитательная: воспитывать интерес, добрые чувства
кживотным.
Цель: расширение представления детей о снеге.
Задачи:
Образовательная: учить детей анализировать, делать выводы.
Развивающая:
развивать
мышление,интерескзимнимявлениямнеживойприроды.
Воспитательная: воспитывать доброжелательность, любовь к
природе.
Цель: формированиепредставления о лесе, как среде обитания
ноябрь
ноябрь
декабр
ь
декабр
ь
декабр
ь
декабр
ь
январь
январь
8
1
9
2
0
2
1
2
2
2
3
2
4
лесу зимуют
диких животных.
Задачи:
Образовательная: закрепить знания детей о том, как зимуют заяц,
белка, еж, медведь, их характерные признаки внешнего вида.
Развивающая: развивать мышление, слуховое восприятие и
внимательность.
Воспитательная: воспитывать любовь к животным ,стремление
помочь им в трудных условиях.
Жизнь птиц Цель: систематизирование представления детей о жизни зимующих январь
зимой
птиц.
Задачи:
Образовательная: показать взаимозависимость живой и неживой
природы.
Развивающая: развивать мышление, навыки звукового и слогового
анализа слов.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к природе.
Зимние
Цель: расширение представления детей о зимних явлениях в январь
явления в
природе.
неживой
Задачи:
природе
Образовательная: закрепитьс детьми признаки зимы.
Развивающая: развиватьигровойзамысел.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение кприроде.
Зимушка – Цель: закрепление знаний етей о зиме
Феврал
зима
ь
Задачи:
Образователная: учить устанавливать зависимость жизни
расттений и животных от изменений в неживой природе.
Развивающая: развивать внимание, память, логическое
мышление.
Воспитательная: воспитывать эстетическое отношение к
природе.
Дикие и
Цель: систематизирование предсттавления о многообразии феврал
домашние
домашних и диких животных и их связи со средой обитания.
ь
животные
Задачи:
Образовательная: уточнить знание детей о животном мире.
Развивающая: развивать творческие способности и художественно
– ручные умения.
Воспитательная: воспитывать доброе отношение к животным,
желание оберигать их.
Комнатные
Цель: обобщениепредставления детей об уходе за комнатными феврал
растения.
растениями.
ь
Задачи:
Образовательная: закрепить знания об основных потребностях
комнатных растений.
Развивающая: развивать связную монологическую речь через
умение рассказывать об особенностях строениярастений.
Воспитательная:
воспитыватьлюбовькрастениям,желание
ухаживатьзаними.
Посадка
Цель: расшерение знаний детей об овощах (луке), его значении в феврал
лука.
жизнедеятельности.
ь
Огород на Задачи:
окне
Образовательная: учить связывать причину и следствие,
правильно строить суждения и делать выводы.
Развивающая: развивать наблюдательность - умение замечать
изменения в росте растений, связывать эти изменения с условиями,
2
5
2
6
2
7
2
8
2
9
3
0
3
1
в которых они находятся. Воспитательная: воспитывать любовь к
растениям, желание ухаживать за ними.
Культурные Цель: изучение культурных и дикорастущих растений.
и
Задачи:
дикорастущ Образовательная:
ие растения датьдетямпредставлениеодикорастущихикультурныхрастениях,
ягодах, грибах, плодах, о правилах их сбора.
Развивающая: развивать познавательную активность детей.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к растениям.
Будем
Цель: развитие положительных нравственных качеств,
беречь
побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе.
нашу
Задачи:
природу.
Образовательная: формировать у детей осознанное отношение к
экологическим проблемам, желание решать их, беречь
окружающую природу.
Развивающая: развивать наблюдательность, речь ребёнка.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к родной
природе.
Посев семян Цель: расширение знания детей об овощных культурах и их
помидоров
семенах.
для
Задачи:
выращивани Образовательная: уточнить представления детей о том, из чего
я рассады
можно вырастить растение.
Огород на Развивающая: развивать мышление, наблюдательность, речь.
окне
Воспитательная: воспитывать желание самим выращивать
растения из семян.
Путешестви Цель:расширениезнаний детей о деревьях.
е в страну Задачи:
Дендрарию. Образовательная: учить решать проблемные ситуации, различать
и называть деревья.
Развивающая: развивать наблюдательность, внимание, память,
связную речь.
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к природе.
Одуванчик
Цель: расширить знания детей о назначении одуванчика.
Задачи:
Образовательная:
уточнить
представления
о
последовательности роста и развития растения.
Развивающая: развивать наблюдательность, речь ребенка.
Воспитательная:
воспитыватьбережноеотношениекодуванчикуидругим
лекарственным растениям.
Космос.
Цель:расширение знаний детей о космосе.
Звёзды.
Задачи:
Вселенная.
Образовательная:познакомить детей с основными планетами.
Развивающая:
развивать
логическое мышление,
умение
сравнивать, анализировать, делать выводы.
Воспитательная: воспитывать познавательный интерес к
космической теме.
ВеснаЦель: расгирение знаний детей о весне.
красна
Задачи:
Образовательная: уточнить знания детей о последовательности
весеннихизмененийвприроде.
Развивающая: развивать умение сравнивать различные периоды
весны.
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
3
2
3
3
3
4
3
5
3
6
Воспитательная: воспитывать чувство любви кприроде.
КВН
Цель: систематизирование представления о временах года.
«Времена
Задачи:
года»
Образовательная: учить использовать полученные знания в играх,
рисовании.
Развивающая: развивать логическое мышление, воображении.
Воспитательная:
воспитыватьумениевнимательно
слушать
воспитателя и сверстников.
Почва
Цель: расширение знаний о почве.
Задачи:
Образовательная: формировать у дошкольников представления о
значении почвы в природе и в жизни человека.
Развивающая: развивать познавательную активность детей в
процессе экспериментирования.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе.
Река и ее Цель: систематизирование знаний об экологической системе реки.
жители
Задачи:
Образовательная: закреплять знания о пресноводных обитателях
рек.
Развивающая: развивать умение классифицировать рыб, птиц,
животных.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе.
Насекомые
Цель: расширение знаний и представления детей об особенностях
внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых.
Задачи:
Образовательная: учить анализировать, устанавливать простейшие
причинно-следственные связи, делать обобщения.
Развивающая: развивать связную речь и логическое мышление,
звукопроизношение,
Воспитательная: воспитывать гуманное отношение к природе.
КВН
Цель: обобщение знаний детей о животных, растениях, и птицах.
«Знатоки
Задачи:
природы»
Образовательная: формировать познавательный интерес к миру
природы.
Развивающая: развивать мышление, память, внимание, творческое
воображение.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе,
умение работать сообща, оказывать друг другу помощь.
апрель
май
май
май
май
1.5 Планируемые результаты обучения по программе:
Дошкольники
овладеют
анализом
сложных
форм
объектов;
мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные
представления, представления о цикличности изменений);
развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение,
произвольное внимание;
интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов
и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в
различных видах детской деятельности);
принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Оборудование игровой комнаты:
дидактические игры для занятий по экологии;
наглядные пособия (альбомы, иллюстрации, фотографии);
демонстрационные пособия;
обучающие видеоуроки для занятий по экологии;
симуляторы игр.
Материально - техническое обеспечение:
дидактические и наглядные пособия;
телевизор, видеомагнитофон;
аудиозаписи с голосами птиц, животных;
методическая литература;
репродукции картин;
художественная литература;
карты России, глобус;
Предметно-развивающая среда:
«Экологические пространства» – это условное понятие, которым
обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты
сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в
педагогическом процессе экологического воспитания детей. «Экологические
пространства» – это развивающая предметная среда, которая может быть
использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей
навыков труда и общения с природой, для экологического воспитания
дошкольников и пропаганды экологических знаний среди взрослых.
В нашем детском саду организован уголок природы. Главная особенность
уголка природы – его непосредственная близость к детям, что позволяет
воспитателю организовать различную их деятельность на протяжении всего
учебного года. Это прежде всего длительные наблюдения за растениями, общение
с ними, уход и выращивание. С точки зрения экологического воспитания не имеет
значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое:
растения, размещенные в данном помещении, должны хорошо себя чувствовать
(хорошо расти, хорошо выглядеть, цвести и т.д.). В этом случае дети будут видеть
здоровые, ухоженные растения, что является результатом полного соответствия их
потребностей и условий обитания.
В уголках природы есть место для труда, календарь наблюдений, для
размещения ящички для посадок (лука, овса, рассады), так как работа с
календарем, уход за обитателями уголка природы, наблюдения за посадками – это
все компоненты методики экологического воспитания.
В уголке природы организуются три вида деятельности: создание и
поддержание необходимых условий для жизни растений и животных,
познавательно-ознакомительную и общение с природой.
Деятельность по созданию и поддержанию необходимых условий – то, что
традиционно называется трудом в природе, чрезвычайно важна как для самих
обитателей уголка природы, так и для детей.
Познавательно-ознакомительная деятельность очень важна: дети должны
много знать о тех, кто живет рядом с ними. Нечасто встречаются группы, в
которых ребята могут выступать в роли экскурсовода по уголку природы –
интересно и с любовью рассказать о растениях и животных, за которыми они
ухаживают. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным
образом через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные
виды занятий.
Общение с природой – это новый вид деятельности в детском саду. Именно
общение с природой позволяет развить у детей положительно-эмоциональное
отношение к растениям и животным, развивать нравственные и эстетические
чувства.
На участке нашего детского сада организованна экологическая тропа –
специально оборудованный маршрут на природе. Разработан маршрут на бумаге с
изображением построек на участке детского сада и отмечены интересные
природные объекты: лужайка, пень, дерево со скворечником, птичий столб,
клумба, насаждения акации, рябинка, лиственница. По маршруту создана
картосхема экологической тропы на которой все объекты обозначены
схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями.
Помимо живых объектов зеленой зоны в детском саду имеются книги,
методические пособия, наглядный материал и другое оборудование, необходимое
для ведения эколого-воспитательного процесса.
Примерное оснащение центров:
«Маленький ученый»
Представлены различные приборы: весы, увеличительные стекла,
магниты, микроскопы, лупы;
Разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,
пластмассы; Природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена;
Гайки, винтики, гвоздик, проволока;
Медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки,
вата, бинт;
Бросовый материал: пластмасса, пенопласт, кусочки ткани, кожи,
меха, опилки, стружка;
Сыпучие продукты (мука, зерна, крупа, соль, сода); свечи, фонарики;
Детские фартуки;
Схемы для проведения опытов;
Журнал для фиксирования результатов.
«Уголок природы»
Календарь природы, модель календаря природы
Различные емкости (лейки; ведра; пластиковые, различных цветов
бутылки)
Воронки
Природный материал (шишки, камни, желуди, мох, куски коры и
древесины)
Металлические, пробковые, деревянные и пластиковые предметы
Игрушки (песочные наборы, резиновые игрушки, кораблики…)
«Огород на подоконнике»
Мини – огород (контейнеры для выращивания рассады цветочных,
овощных культур; семена цветов, овощных и злаковых культур)
Уголок – садовода (инструмент для полива, рыхления, ухода за
растениями)
«Умелые ручки»
Центр оборудован столами, мольбертами, открытыми шкафами.
Детям предложены различные материалы:
Для рисования (гуашь, пастель, ц/карандаши, акварель, кисти…)
Для лепки (пластилин, глина, соленое тесто)
Для аппликации (ц/бумага, б/бумага, клей, ножницы, трафареты…)
Здесь же организуются выставки репродукций известных художников
(по темам, по сезонам…) и работ самих детей, выполненных в различных
техниках.
«Экологическая тропа»
Центр организован на территории детского сада.
Для работы воспитанников предоставляется детский садовый инвентарь: лейки,
ведра, перчатки, лопатки, грабельки, рыхлители, ящики для рассады.
Учебно- методическое обеспечение:
«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.
Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
О. В. Дыбиной "Ребёнок в мире поиска";
Н. Н. Николаевой «Юный эколог»;
Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников».
2.2. Формы аттестации(контроля) и оценочные материалы
Диагностика сформированности экологической культуры детей
старшего дошкольного возраста.
Диагностические задания направлены на выявление уровня развития
представлений о взаимосвязях живой и неживой природы (умение устанавливать
связь строения растений с факторами внешней среды, а также взаимозависимость
всех элементов экосистемы). Кроме того, на занятиях выявляются возможности
построения детьми моделей, отображающих зависимость строения растения от
факторов внешней среды.
Занятие № 1.
Направлено на выявление уровня овладения действием моделирования
(построения модели зависимости строения растения от факторов неживой
природы).
МАТЕРИАЛ.
6 наборов карточек с условными обозначениями факторов неживой природы
(воды и тепла):
два набора - «много» воды - жарко;
два набора - «много» воды - холодно;
два набора - «мало» воды - жарко; 12 картонных стрелочек;
карточки с условными обозначениями частей растения:
корень - стержневой (6 шт.), мочковатый (6 шт.)
стебель - обычный (6 шт.), утолщенный (6 шт.);
лист - крупный (6 шт.), обычный (6 шт.), колючка (6 шт.);
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.
В занятии участвуют 6 детей.
Дети и воспитатель садятся вокруг стола, на котором разложены карточки с
условными обозначениями частей растений. Взрослый создает игровую ситуацию.
Детям предлагается заселить новые планеты растениями. «Условия жизни» на
планете находятся в специальных конвертах, которые раздаются детям (любой из
указанных в «Материале» наборов карточек с условными обозначениями факторов
неживой природы и 2 стрелки). Детям предлагается рассмотреть свои наборы
карточек и назвать, «какие условия на их планетах».
Далее воспитатель обращает внимание детей на карточки с условными
обозначениями частей растений (корень, стебель, лист), разложенные на столе.
Взрослый предлагает выбрать нужные карточки и составить из них такое
растение, которое сможет жить в условиях данной планеты.
ОЦЕНКА.
Показатель - построение модели зависимости строения растений от
факторов неживой природы.
Низкий уровень — дети правильно подбирают лишь одну карточку с
условным обозначением части растения.
Средний уровень — дети правильно подбирают все 3 карточки с условными
обозначениями частей растения, но не могут самостоятельно построить модель.
Высокий уровень - дети самостоятельно подбирают все карточки с
условными обозначениями частей растения и строят модель.
Занятие № 2.
Направлено на определение уровня овладения знаниями о связях и
взаимозависимостях в экосистемах (лес, луг, пруд, город). Проводится в конце
учебного года.
МАТЕРИАЛ.
Пейзажные картины с изображением различных экосистем (лес, луг, пруд,
город); наборы картинок растений и животных указанных экосистем (по 3-4
картинки растений и по 3-4 картинки животных каждой экосистемы): леса (ель,
орешник, мхи, ягоды; медведь, белка, дятел, муравьи); луга (ромашка, клевер,
тысячелистник, пырей; перепел, мышь, бабочка, кузнечик); пруда(водоросли,
рогоз, кувшинка, лилия; утка, карп, лягушка, комар); города (тополь, ясень,
сирень, подорожник; собака, ворона, голубь, муха).
ИНСТРУКЦИЯ К ПРОВЕДЕНИЮ.
В занятии участвуют 8 детей.
Дети и воспитатель располагаются на ковре. Взрослый по очереди
показывает детям пейзажи леса, луга, пруда, картину
города; дети называют соответствующие картинам экосистемы. Далее
воспитатель раскладывает на ковре картинки с изображением различных растений
и животных. Взрослый просит детей разбиться на пары (по желанию); каждой
паре предлагается, договорившись между собой, выбрать какой-либо пейзаж и
найти картинки тех растений и животных, которые могут жить в данной
экосистеме.
В каждой паре детей один ребенок может подбирать все растения, другой всех животных. По окончании работы дети рассказывают об обитателях того или
иного сообщества (один ребенок в паре - о растениях, другой - о животных),
приводят примеры взаимосвязей в экосистемах.
ОЦЕНКА.
1-ый показатель - знание растений и животных экосистемы.
Низкий уровень - дети подбирают лишь 1-2 картинки растений и животных,
названия которых не знают.
Средний уровень - дети подбирают по 2-3 картинки растений и 2-3 картинки
животных, знают почти все названия (допускается 1 ошибка).
Высокий уровень - дети подбирают все имеющиеся картинки растений и
животных, знают все названия.
2-ой показатель - способность устанавливать некоторые взаимосвязи в
экосистеме.
Низкий уровень - дети не могут привести ни одного примера взаимосвязей,
помощь взрослого не приводит к улучшению результата.
Средний уровень - дети приводят 1-2 примера взаимосвязей (допускаются
наводящие вопросы взрослого).
Высокий уровень - дети самостоятельно приводят2-3 примера взаимосвязей
в экосистеме.
Задания, направленные на выявление уровня сформированности
представлений и понятий о природе.
1. Как ты думаешь, что относится к живой (неживой) природе? Чем
отличается живая природа от неживой?
2. Выяснить понимание детьми слова «животное». Каких животных ты
знаешь?
A) умение классифицировать животных по группам (насекомые, рыбы,
звери; птицы, дикие и домашние; травоядные и хищные и др.). Например, назвать
животное (по картинке) и дать пояснение;
Б) умение определить условия жизни животных: где живет, чем питается,
как передвигается; умение устанавливать связь между внешним строением,
образом жизни и средой обитания (вода, земля и т.д.), характером движения и
органами передвижения, средой обитания (например, где живут рыбы, могут ли
они обитать на суше и, что помогает рыбам жить и передвигаться в воде);
B) умение определить изменения образа жизни животного от сезонных
явлений природы (как зимуют, чем питаются, как спасаются от врагов).
3. Выяснить понимание детьми слова «растение» (какие растения тебе
известны?); знание условий, необходимых для роста и развития растений (что
нужно для роста растений?) и сезонной жизни растений.
Умение классифицировать растения по месту их произрастания (что и где
растет: на лугу, в поле, лесу и т.д.). (Использование картины с сознательно
допущенными ошибками: водные растения в лесу, лесные растения - на лугу и
т.п.). Найти ошибку и дать пояснения.
4. Какое время года сейчас? Почему ты так считаешь? (Назвать признаки
данного сезона, характерные изменения, происходящие в неживой природе,
растительном и животном мире, труде и быте людей). Назови признаки
наступления осени. Какое время года было до нее и какое наступит после? Чем
отличается осень от лета и зимы? (Использование иллюстраций разных времен
года. Предложить детям назвать картину и дать объяснения, разложить по порядку
картины, изображающие различные времена года).
Критерии оценки ответов учащихся. Каждое задание оценивается отдельно
(задание № 2 содержит три взаимосвязанных вопроса, за ответ на каждый из них
выставляется собственная оценка: задание № 3 состоит из 2-х частей, которые
также оцениваются самостоятельно). Таким образом, за выполнение 4-х заданий
ребенок получает 7 оценок по четырех балльной шкале.
1 балл (низкий уровень) - нет ответа или затрудняется ответить на вопрос. С
помощью наводящих, дополнительных вопросов ребенок перечисляет отдельные
признаки предметов или явлений природы.
2 балла (средний уровень) - имеется определенный объем фактических
знаний, ребенок умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет ярко
выраженные особенности объектов природы, указывает на общую
приспособленность живых существ к среде обитания без выделения
приспособительных признаков.
3 балла (уровень выше среднего) - владение достаточно полными знаниями
о предметах и явлениях природы, ребенок выделяет существенные признаки
явлений или объектов природы, мотивирует свои суждения, устанавливает связи
между предметами и явлениями природы, часто указывает на одну конкретную
зависимость приспособленности к среде обитания.
4 балла (высокий уровень) - знания носят обобщенный, системный характер,
ребенок может сформулировать выводы, устанавливает причины явлений и
разнообразные закономерные связи, существующие в природе (иногда цепи
зависимости).
После выполнения заданий баллы, полученные ребенком суммируются, а
полученный результат позволяет судить об уровне сформированности
представлений и понятий о природе, о готовности ребенка к обучению в школе:
От 7 до 12 баллов - низкий уровень;
От 13 до 17 баллов - средний уровень;
От 18 до 23 баллов - выше среднего уровня;
От 24 до 28 баллов - высокий уровень.
Уровни
сформированности
дошкольного возраста.
экологической
культуры
детей
Знания
Низкий уровень
Неустойчивые представления о некоторых особенностях живого существенных и несущественных. Относят к живому животных по существенным
признакам и несущественным признакам. Не относятся растения к живому по
сходным с живым признакам.
Средний уровень
Знают наиболее существенные признаки живого (движение, питание, рост).
По ним относят к живому большинство животных и растений. Называют разные
признаки у животных и растений.
Высокий уровень
Знают большинство существенных признаков живого, правильно относят
животных и растения к живому. Знания о живом носят обобщенный характер:
характеризуют свою группу живого в целом.
Отношения
Низкий уровень
Слабые эмоциональные проявления или вообще отсутствуют. Интереса нет
или он ситуативен. Наблюдает по предложению взрослого. Быстро переходит от
одного к другому
Средний уровень
Настойчивость в проявлении интереса, его избирательность, ситуативность:
интересуют лишь знакомые животные. Отношение проявляют эмоционально,
стремятся деятельно выразить отношение по предложению взрослого.
Удовлетворяют свои потребности в общении в общении с живым в деятельности,
в получении эмоционального удовольствия.
Высокий уровень
Сильные эмоциональные проявления, радость от общения с животными и
растениями. Интерес к познанию живого, проявляют сочувствие к попавшим в
беду, стремятся самостоятельно помочь, проявляя осознанность, правильно
определяют состояние объекта, устанавливают необходимые связи. Стремятся
удовлетворить потребности живого организма. Проявляют гуманные чувства к
живому.
Умения
Низкий уровень
В трудовом процессе могут выполнить лишь трудовые действия. Качество
труда низкое не достигается результата.
Средний уровень
Трудовой процесс по уходу за живым организмом выполняют с небольшой
помощью взрослого. Достигает результата
Высокий уровень
Самостоятельно и качественно выполняют знакомые трудовые процессы.
2.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
В программе темы взаимосвязаны одна с другой.
Используемые
в
обучении
технологии:
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные; личностно-ориентированного обучения.
Методы и приёмы обучения:
наглядные: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показ
сказок (педагогом, детьми); рассматривание книжных иллюстраций,
репродукций; проведение дидактических игр;
словесные: чтение литературных произведений; беседы с
элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
игровые: проведение разнообразных игр (малоподвижных,
сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);
загадывание загадок;
практические: организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов; постановка сказок, отрывков
литературных произведений; изготовление с детьми наглядных
пособий.
В познавательном развитии детей дошкольного возраста характерна
высокая мыслительная активность. Учет индивидуальных характеристик детей и
закономерностей психических процессов способствует развитию познавательной
сферы дошкольников, достижению высокого уровня ее сформированности, также
благодаря этому совершенствуется интеллектуальная и эмоционально-волевая
структура личности.
Развитию познавательной сферы детей способствует постановка
развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка
накапливается
жизненный
опыт,
происходит
познание
окружающей
действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки,
развиваются
познавательные
процессы.
Познавательная
деятельность
дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как
субъекта этой деятельности.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе –
сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического
воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым
экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий
по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии
с природой.
Литература:
Сценарии занятий по экологическому воспитанию. Горькова Л.Г. ,
Кочергина А.В. , Обухова Л.А. М.:ВАКО, 2011.
Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания
дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов
дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО
«Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду:
Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для
воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
Н.Г.Калегина
«Опыт
работы
по
экологическому
воспитанию
дошкольников»Книжный дом Казань-1994
«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992
Артемова Л. Н.
«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995
Николаева С. Н.
«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва
1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.