АООП НОДА

Целевой раздел
Пояснительная записка
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Цели и задачи Программы
Целью программы является проектирование социальной ситуации развития,
осуществление коррекционной –развивающей деятельности и развивающей предметнопространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию и поддержку
индивидуальности ребенка с НОДА
Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми,
способствует реализации прав детей дошкольного возраста на получение доступного и
качественного образования, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка,
формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и
обществе

духовно-нравственными

интеллектуального,

и

социокультурными

духовно-нравственного,

творческого

и

ценностями
физического

в

целях

развития

человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Цель Программы достигается через решение следующих задач:
- реализация адаптированной основной образовательной программы;
- коррекция недостатков психофизического развития детей с НОДА;
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей с НОДА, в том
числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка с НОДА в
период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса;
- создание благоприятных условий развития в соответствии с их возрастными,
психофизическими и индивидуальными особенностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка с НОДА как субъекта отношений с другими
детьми, взрослыми и миром;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- формирование общей культуры личности детей с НОДА, развитие их социальных,
нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,
самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной
деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей психофизическим и
индивидуальным особенностям развития детей с НОДА;
-

обеспечение

психолого-педагогической

поддержки

семьи

и

повышение

компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей с НОДА;
- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного и
начального общего образования.
При разработке и конструировании адаптированной основной образовательной
программы

могут

использоваться

комплексные

образовательные

программы,

соответствующие Стандарту и парциальные образовательные программы, а также
методические и научно-практические материалы.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
В соответствии со Стандартом Программа построена на следующих принципах:
Общие принципы и подходы к формированию программ:
- поддержка разнообразия детства;
- сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека;
- позитивная социализация ребенка;
- личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых
и родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации)
и детей;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
- сотрудничество Организации с семьей;
- возрастная адекватность образования. Этот принцип предполагает подбор
педагогом содержания и методов дошкольного образования в соответствии с возрастными
особенностями детей.
Специфические принципы и подходы к формированию программ:
- сетевое взаимодействие с организациями социализации, образования, охраны
здоровья и другими партнерами, которые могут внести вклад в развитие и образование
детей, а также использование ресурсов местного сообщества и вариативных программ
дополнительного образования детей для обогащения детского развития. Программа
предполагает, что Организация устанавливает партнерские отношения не только с
семьями детей, но и с другими организациями и лицами, которые могут способствовать

удовлетворению особых образовательных потребностей детей с НОДА, оказанию
психолого-педагогической и/или медицинской поддержки в случае необходимости (Центр
психолого-педагогической,

медицинской

и

социальной

помощи,

профильные

медицинские центры, неврологические и ортопедические клиники).
- индивидуализация дошкольного образования детей с НОДА предполагает такое
построение

образовательной

деятельности,

которое открывает

возможности

для

индивидуализации образовательного процесса, появления индивидуальной траектории
развития каждого ребенка с характерными для данного ребенка спецификой и скоростью,
учитывающей его интересы, мотивы, способности и психофизические особенности.
- развивающее вариативное образование. Этот принцип предполагает, что
образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с
учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка (Л.С. Выготский), что
способствует развитию, расширению как явных, так и потенциальных возможностей
ребенка.
- полнота содержания и интеграция отдельных образовательных областей. В
соответствии

со

Стандартом

Программа

предполагает

всестороннее

социально-

коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое
развитие детей посредством различных видов детской активности. Деление Программы на
образовательные области не означает, что каждая образовательная область осваивается
ребенком отдельно, в форме изолированных занятий по модели школьных предметов.
Между отдельными разделами Программы существуют многообразные взаимосвязи:
познавательное развитие детей с НОДА тесно связано с двигательным, речевым и
социально-коммуникативным,

художественно-эстетическое

–

с познавательным

и

речевым и т.п. Содержание образовательной деятельности в каждой области тесно связано
с другими областями. Такая организация образовательного процесса соответствует
особенностям развития детей с НОДА раннего и дошкольного возраста.
- инвариантность ценностей и целей при вариативности средств реализации и
достижения целей Программы. Стандарт и Программа задают инвариантные ценности и
ориентиры, с учетом которых Организация должна разработать свою адаптированную
основную образовательную программу. При этом за Организацией остаётся право выбора
способов

их

достижения,

выбора

образовательных

программ,

учитывающих

разнородность состава групп воспитанников, их психофизических особенностей, запросов
родителей (законных представителей).
1.2. Планируемые результаты

В соответствии с ФГОС ДО специфика дошкольного детства и системные
особенности дошкольного образования делают неправомерными требования от ребенка
дошкольного возраста конкретных образовательных достижений. Поэтому результаты
освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования
и представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребенка с
НОДА к концу дошкольного образования.
Реализация образовательных целей и задач Программы направлена на достижение
целевых ориентиров дошкольного образования, которые описаны как основные
характеристики развития ребенка с НОДА. Они представлены в виде изложения
возможных достижений воспитанников на разных возрастных этапах дошкольного
детства. В связи с разнообразием причин, вызывающих двигательные нарушения,
особенностями течения заболеваний, разной динамикой развития детей разных групп, ряд
показателей развития этих детей на разных возрастных этапах может отличаться от
возрастных нормативов.
В первую очередь, это касается двигательного развития. У большинства детей
отмечается задержка и нарушения в формировании двигательных навыков, часть детей с
неврологической

патологией или

тяжелыми ортопедическими

заболеваниями не

переходят к самостоятельной ходьбе в дошкольном возрасте. Может отмечаться задержка
речевого и психического развития. У детей с сочетанием двигательной патологии с
сенсорными и (или) интеллектуальными нарушениями целевые ориентиры каждого
возрастного этапа должны определяться индивидуально, с учетом сложной структуры
нарушения.
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка с НОДА,
планируемые результаты освоения Программы предусмотрены в

ряде целевых

ориентиров.
1.2.1. Целевые ориентиры дошкольного возраста
Целевые ориентиры освоения Программы детьми младшего дошкольного
возраста с НОДА
К четырем с половиной годам1 ребенок:
 способен к устойчивому эмоциональному контакту со взрослым и сверстниками;
 проявляет речевую активность, способность взаимодействовать с окружающими,
желание общаться с помощью слова, стремится к расширению понимания речи;
Представленные возрастные показатели отличаются от онтогенетических нормативов, что связано со
спецификой развития детей с НОДА (стр. 16).
1

 понимает названия предметов, действий, признаков, встречающихся в повседневной
речи;
 понимает и выполняет словесные инструкции, выраженные различными по степени
сложности синтаксическими конструкциями;
 различает лексические значения слов и грамматических форм слова;
 пополняет активный словарный запас с последующим включением его в простые
фразы;
 называет действия, предметы, изображенные на картинке, выполненные персонажами
сказок или другими объектами;
 участвует в элементарном диалоге (отвечает на вопросы после прочтения сказки,
используя слова, простые предложения, состоящие из двух-трех слов, которые могут
добавляться жестами);
 рассказывает двустишья и простые потешки;
 использует для передачи сообщения слова, простые предложения, состоящие из двухтрех слов, которые могут добавляться жестами;
 произносит простые по артикуляции звуки;
 воспроизводит звукослоговую структуру двухсложных слов, состоящих из открытых,
закрытых слогов, с ударением на гласном звуке;
 выполняет отдельные ролевые действия, носящие условный характер, участвует в
разыгрывании сюжета: цепочки двух-трех действий (воображаемую ситуацию удерживает
взрослый);
 соблюдает в игре элементарные правила;
 осуществляет перенос, сформированных ранее игровых действий в различные игры;
 проявляет интерес к действиям других детей, может им подражать;
 замечает несоответствие поведения других детей требованиям взрослого;
 выражает интерес и проявляет внимание к различным эмоциональным состояниям
человека;
 выбирает из трех предметов разной величины «самый большой» («самый маленький»);
 считает с соблюдением принципа «один к одному» (в доступных пределах счета),
обозначает итог счета;
 знает реальные явления и их изображения: контрастные времена года (лето и зима) и
части суток (день и ночь);
 эмоционально положительно относится к изобразительной деятельности, ее процессу и
результатам;

 владеет

некоторыми

операционально-техническими

сторонами

изобразительной

деятельности с учетом ограничения манипулятивной функции;
 планирует основные этапы предстоящей работы с помощью взрослого;
 с помощью взрослого выполняет музыкально-ритмические движения и действия на
шумовых музыкальных инструментах;
 выражает

стремление

осваивать

различные

виды

движения

(бег,

лазанье,

перешагивание и пр.);
 обладает навыками элементарной ориентировки в пространстве;
 реагирует на сигнал и действует в соответствии с ним;
 стремится принимать активное участие в подвижных играх;
 использует предметы домашнего обихода, личной гигиены, выполняет орудийные
действия с предметами бытового назначения с незначительной помощью взрослого;
 с помощью взрослого стремится поддерживать опрятность во внешнем виде, выполняет
основные культурно-гигиенические действия, ориентируясь на образец и словесные
просьбы взрослого.
Целевые ориентиры освоения «Программы» детьми среднего дошкольного
возраста с НОДА
К шести годам2 ребенок:
 проявляет мотивацию к занятиям, попытки планировать (с помощью взрослого)
деятельность для достижения какой-либо (конкретной) цели;
 понимает и употребляет слова, обозначающие названия предметов, действий,
признаков, состояний, свойств, качеств;
 различает

словообразовательные

модели

и

грамматические

формы

слов

в

предложений

с

импрессивной речи;
 использует

в

речи

простейшие

виды

сложносочиненных

сочинительными союзами, применяет слова в соответствии с коммуникативной
ситуацией;
 пересказывает (с помощью взрослого) небольшую сказку, рассказ, с помощью
взрослого рассказывает по картинке, пересказывает небольшие произведения;
 составляет описательный рассказ по вопросам (с помощью взрослого), ориентируясь на
игрушки, картинки, из личного опыта;
 различает на слух ненарушенные и нарушенные в произношении звуки;
 владеет простыми формами фонематического анализа;
Представленные возрастные показатели отличаются от онтогенетических нормативов, что связано со
спецификой развития детей с НОДА (стр. 16).
2

 использует различные виды интонационных конструкций;
 использует в ходе игры различные натуральные предметы, их модели, предметызаместители;
 передает в сюжетно-ролевых и театрализованных играх различные виды социальных
отношений;
 стремится

к

самостоятельности,

проявляет

относительную

независимость

от

взрослого;
 проявляет доброжелательное отношение к детям, взрослым, оказывает помощь в
процессе деятельности, благодарит за помощь;
 занимается доступным продуктивным видом деятельности, не отвлекаясь, в течение
некоторого времени (15–20 минут);
 устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования;
 осуществляет «пошаговое» планирование с последующим словесным отчетом о
последовательности действий сначала с помощью взрослого, к концу периода обучения,
самостоятельно;
 имеет

представления

пространственного

о

независимости

расположения

количества

предметов,

элементов

составляющих

множества

множество,

и

от
их

качественных признаков, осуществляет элементарные счетные действия с множествами
предметов на основе слухового, тактильного и зрительного восприятия;
 имеет представления о времени на основе наиболее характерных признаков (по
наблюдениям в природе, по изображениям на картинках); узнает и называет реальные
явления и их изображения: времена года и части суток;
 владеет ситуативной речью в общении с другими детьми и со взрослыми,
элементарными

коммуникативными

умениями,

взаимодействует

с

окружающими

взрослыми и сверстниками, используя речевые и неречевые средства общения;
 может

самостоятельно

получать

новую

информацию

(задает

вопросы,

экспериментирует);
 обладает значительно возросшим объемом понимания речи и звукопроизносительными
возможностями, активным словарным запасом с последующим включением его в простые
фразы;
 в речи употребляет все части речи, проявляя словотворчество;
 сочиняет небольшую сказку или историю по теме, рассказывает о своих впечатлениях,

высказывается по содержанию литературных произведений (с помощью взрослого и
самостоятельно);
 изображает предметы с деталями, появляются элементы сюжета, композиции, замысел
опережает изображение;
 положительно эмоционально относится к изобразительной деятельности, ее процессу и
результатам, знает материалы и средства, используемые в процессе изобразительной
деятельности, их свойства;
 знает основные цвета и их оттенки;
 сотрудничает с другими детьми в процессе выполнения коллективных работ;
 внимательно слушает музыку, понимает и интерпретирует выразительные средства
музыки, проявляя желание самостоятельно заниматься музыкальной деятельностью;
 выполняет двигательные цепочки из трех-пяти элементов;
 выполняет общеразвивающие упражнения с учетом особенностей двигательного
развития;
 элементарно описывает по вопросам взрослого свое самочувствие, может привлечь его
внимание в случае плохого самочувствия, боли и т. п.
1.2.5. Целевые ориентиры на этапе завершения освоения Программы
К семи-восьми годам3 ребенок:
 обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;
 усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего
мира;
 употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, с мотивным значением,
многозначные;
 умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;
 умеет осмысливать образные выражения и объяснять смысл поговорок (при
необходимости прибегает к помощи взрослого);
 правильно употребляет грамматические формы слова; продуктивные и непродуктивные
словообразовательные модели;
 составляет

различные

виды

описательных

рассказов,

текстов

(описание,

повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности
высказывания, составляет творческие рассказы;
 осуществляет слуховую и слухопроизносительную дифференциацию звуков по всем
Представленные возрастные показатели отличаются от онтогенетических нормативов, что связано со
спецификой развития детей с НОДА (стр. 16).
3

дифференциальным признакам;
 владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные
формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во
внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;
 осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов
(двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами,
односложных);
 правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);
 владеет доступными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности;
 выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и
устойчиво взаимодействует с детьми;
 участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;
 передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к
собеседнику;
 регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами,
проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства,
взаимопомощи, взаимной поддержки;
 отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми, стремится к
самостоятельности, проявляет относительную независимость от взрослого;
 использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с
художественной

литературой,

картинным

материалом,

народным

творчеством,

историческими сведениями, мультфильмами и т. п.;
 использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции:
словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;
 устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и
функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и
практического экспериментирования;
 владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах
десяти, знает цифры 0, 1–9 в правильном и зеркальном (перевернутом) изображении,
среди наложенных друг на друга изображений, соотносит их с количеством предметов;
решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве
счетного материала символические изображения;
 определяет времена года, части суток;

 самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);
 пересказывает

литературные

произведения,

по

иллюстративному

материалу

(картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный,
игровой, трудовой, познавательный опыт детей;
 выполняет речевые действия в соответствии с планом повествования, составляет
рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические
схемы, наглядные опоры;
 отражает в речи собственные впечатления, представления, события своей жизни,
составляет с помощью взрослого небольшие сообщения, рассказы «из личного опыта»;
 владеет языковыми операции, обеспечивающими овладение грамотой;
 стремится

к

использованию

различных

средств

и

материалов

в

процессе

изобразительной деятельности;
 имеет

элементарные представления о видах искусства,

понимает

доступные

произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка:
семеновская матрешка, дымковская и богородская игрушка, воспринимает музыку,
художественную литературу, фольклор;
 проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к
музыкальным инструментам;
 сопереживает персонажам художественных произведений;
 выполняет доступные движения и упражнения по словесной инструкции взрослых;
 знает и подчиняется правилам игр, игр с элементами спорта;
 владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
 Темпы двигательного развития могут существенно варьировать в зависимости от
тяжести двигательных нарушений и динамических изменений в ходе лечения. Речевое и
познавательное развитие детей с НОДА тесно связаны с их двигательным развитием. У
детей с тяжелой двигательной патологией может задерживаться темп познавательного и
речевого развития.
1.3. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по
Программе
Оценивание

качества

образовательной

деятельности,

осуществляемой

Организацией по Программе, представляет собой важную составную часть данной
образовательной деятельности, направленную на ее усовершенствование.
Концептуальные

основания

такой

оценки

определяются

требованиями

Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также ФГОС
дошкольного образования, в котором определены государственные гарантии качества
образования.
Оценивание качества, т. е. оценивание соответствия образовательной деятельности,
реализуемой Организацией, заданным требованиям ФГОС и Программы в дошкольном
образовании детей с НОДА направлено в первую очередь на оценивание созданных
Организацией условий в процессе образовательной деятельности.
Система оценки образовательной деятельности, предусмотренная Программой,
предполагает

оценивание

обеспечиваемых

качества

Организаций,

материально-технические,

условий

включая

финансовые,

образовательной

деятельности,

психолого-педагогические,

кадровые,

информационно-методические,

управление

Организацией и т. д.
Программой

не

предусматривается

оценивание

качества

образовательной

деятельности Организации на основе достижения детьми с НОДА планируемых
результатов освоения Программы.
Целевые ориентиры, представленные в Программе:
- не подлежат непосредственной оценке;
- не являются непосредственным основанием оценки как итогового, так и
промежуточного уровня развития детей с НОДА;
- не являются основанием для их формального сравнения с реальными
достижениями детей с НОДА;
- не являются основой объективной оценки соответствия, установленным
требованиям образовательной деятельности и подготовки детей;
- не являются непосредственным основанием при оценке качества образования.
Степень реального развития обозначенных целевых ориентиров и способности
ребенка их проявлять к моменту перехода на следующий уровень образования могут
существенно варьировать у разных детей в силу различий в условиях жизни и
индивидуальных особенностей развития конкретного ребенка.
Программа строится на основе общих закономерностей развития личности детей
дошкольного возраста с НОДА с учетом сенситивных периодов в развитии.
Дети с различными недостатками в физическом и/или психическом развитии могут
иметь качественно неоднородные уровни двигательного, речевого, познавательного и
социального развития личности. Поэтому целевые ориентиры основной образовательной
программы Организации, реализуемой с участием детей с ОВЗ, должны учитывать не
только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности

различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития
ребенка.
Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и
включающая:


педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с

оценкой эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации;


детские

портфолио,

фиксирующие

достижения

ребенка

в

ходе

образовательной деятельности;


карты развития ребенка с НОДА;



различные шкалы индивидуального развития ребенка с НОДА.

Программа

предоставляет

Организации

право

самостоятельного

выбора

инструментов педагогической и психологической диагностики развития детей, в том
числе, его динамики.
В соответствии со ФГОС дошкольного образования и принципами Программы
оценка качества образовательной деятельности по Программе:
1) поддерживает ценности развития и позитивной социализации ребенка раннего и
дошкольного возраста с НОДА;
2) учитывает факт разнообразия путей развития ребенка с НОДА в условиях
современного постиндустриального общества;
3) ориентирует систему дошкольного образования на поддержку вариативности
используемых образовательных программ и организационных форм дошкольного
образования для детей с НОДА;
4) обеспечивает выбор методов и инструментов оценивания для семьи,
образовательной организации и для педагогов Организации в соответствии:
– с разнообразием вариантов развития ребенка с НОДА в дошкольном детстве,
– разнообразием вариантов образовательной и коррекционно-реабилитационной
среды,
– разнообразием местных условий в разных регионах и муниципальных
образованиях Российской Федерации;
5) представляет собой основу для развивающего управления программами
дошкольного образования для детей с НОДА на уровне Организации, учредителя,
региона, страны, обеспечивая тем самым качество основных образовательных программ
дошкольного образования в разных условиях их реализации в масштабах всей страны.
Система оценки качества реализации адаптированной образовательной программы

дошкольного образования для детей с НОДА на уровне Организации должна
обеспечивать участие всех участников образовательных отношений и в то же время
выполнять свою основную задачу – обеспечивать развитие системы дошкольного
образования в соответствии с принципами и требованиями Стандарта.
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества:
- диагностика развития ребенка раннего и дошкольного возраста с НОДА,
используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной
связи

от

собственных

педагогических

действий

и

планирования

дальнейшей

индивидуальной работы с детьми с НОДА по Программе;
- внутренняя оценка, самооценка Организации;
- внешняя оценка Организации, в том числе независимая профессиональная и
общественная оценка.
На уровне образовательной организации система оценки качества реализации
Программы решает задачи:
- повышения качества реализации программы дошкольного образования;
- реализации требований Стандарта к структуре, условиям и целевым ориентирам
основной образовательной программы дошкольной организации;
- обеспечения объективной экспертизы деятельности Организации в процессе
оценки качества адаптированной программы дошкольного образования детей с НОДА;
- задания ориентиров педагогам в их профессиональной деятельности и перспектив
развития самой Организации;
- создания оснований преемственности между дошкольным и начальным общим
образованием обучающихся с НОДА.
Важнейшим элементом системы обеспечения качества дошкольного образования в
Организации является оценка качества психолого-педагогических условий реализации,
адаптированной

основной

образовательной

программы,

и

именно

психолого-

педагогические условия являются основным предметом оценки в предлагаемой системе
оценки качества образования на уровне Организации. Это позволяет выстроить систему
оценки и повышения качества вариативного, развивающего дошкольного образования в
соответствии со Стандартом посредством экспертизы условий реализации Программы.
Ключевым уровнем оценки является уровень образовательного процесса, в котором
непосредственно участвует ребенок с НОДА, его семья и педагогический коллектив
Организации.
Система оценки качества предоставляет педагогам и администрации Организации
материал для рефлексии своей деятельности и для серьезной работы над ПрАООП,

которую они реализуют. Результаты оценивания качества образовательной деятельности
формируют доказательную основу для изменений основной образовательной программы,
корректировки образовательного процесса и условий образовательной деятельности.
Важную роль в системе оценки качества образовательной деятельности играют
также

семьи

воспитанников

и

другие

субъекты

образовательных

отношений,

участвующие в оценивании образовательной деятельности Организации, предоставляя
обратную связь о качестве образовательных процессов Организации.
Система оценки качества дошкольного образования:
– должна быть сфокусирована на оценивании психолого-педагогических и других
условий

реализации,

адаптированной

основной

образовательной

программы

в

Организации в пяти образовательных областях, определенных Стандартом;
– учитывает образовательные предпочтения и удовлетворенность дошкольным
образованием со стороны семьи ребенка;
– исключает использование оценки индивидуального развития ребенка в контексте
оценки работы Организации;
– исключает унификацию и поддерживает вариативность программ, форм и
методов дошкольного образования;
– способствует открытости по отношению к ожиданиям ребенка с НОДА, семьи,
педагогов, общества и государства;
– включает как оценку педагогами Организации собственной работы, так и
независимую профессиональную и общественную оценку условий образовательной
деятельности в дошкольной образовательной организации;
– использует единые инструменты, оценивающие условия реализации программы в
Организации, как для самоанализа, так и для внешнего оценивания.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Дошкольный возраст
2.2.2.1. Социально-коммуникативное развитие
В

области

социально-коммуникативного

развития

ребенка

в

условиях

информационной социализации основными задачами образовательной деятельности
являются создание условий для:
- развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям;
- развития коммуникативной и социальной компетентности, в том числе информационносоциальной компетентности;
- развития игровой деятельности;
- развития компетентности в виртуальном поиске.
В сфере развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям
Взрослые способствуют развитию у ребенка положительного самоощущения,
чувства собственного достоинства, осознанию своих прав и свобод. У детей формируются
представления о взрослых и детях, об особенностях их внешнего вида, о ярко выраженных
эмоциональных состояниях, о делах и поступках людей, о семье и родственных
отношениях.
Особое внимание обращается на развитие положительного отношения ребенка к
окружающим его людям: воспитывают уважение и терпимость к другим детям и
взрослым, вне зависимости от их социального происхождения, внешнего вида, расовой и
национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и
поведенческого своеобразия; воспитывают уважение к чувству собственного достоинства
других людей, их мнениям, желаниям, взглядам.
В сфере развития коммуникативной и социальной компетентности
Педагоги расширяют представления детей с НОДА о микросоциальном окружении,
опираясь на имеющийся у них первый положительный социальный опыт в общении и
социальных контактах, приобретенный в семье, в повседневной жизни.
Педагоги предоставляют детям с НОДА возможность выражать свои переживания,
чувства, взгляды, убеждения и выбирать способы их выражения, исходя из имеющегося у
них опыта, в том числе средств речевой коммуникации. Эти возможности свободного
самовыражения играют

ключевую

роль

в

развитии

речи

и

коммуникативных

способностей, расширяют словарный запас и умение логично и связно выражать свои

мысли, развивают готовность принятия на себя ответственности в соответствии с уровнем
развития.
Взрослые во всех формах взаимодействия с детьми формируют у них
представления о себе и окружающем мире, активизируя речевую деятельность детей с
НОДА, накопление ими словарного запаса, связанного с их эмоциональным, бытовым,
предметным, игровым опытом.
Взрослые

способствуют

развитию

у

детей

социальных

навыков:

при

возникновении конфликтных ситуаций не вмешиваются, позволяя детям решить конфликт
самостоятельно и помогая им только в случае необходимости. В различных социальных
ситуациях дети учатся договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые
контакты.
В сфере развития игровой деятельности
Педагоги создают условия для свободной игры детей, организуют и поощряют
участие детей с НОДА в дидактических и творческих играх и других игровых формах;
поддерживают творческую импровизацию в игре. У детей развивают стремление играть
вместе со взрослыми и с другими детьми на основе личных симпатий. Детей знакомят с
адекватным использованием игрушек, в соответствии с их функциональным назначением,
воспитывая у них умение, соблюдать в игре элементарные правила поведения и
взаимодействия на основе игрового сюжета. Взрослые обучают детей с НОДА
использовать

речевые

и

неречевые

средства

общения

в

процессе

игрового

взаимодействия. Активно поощряется желание детей самостоятельно играть в знакомые
игры. Взрослые стимулируют желание детей отражать в играх свой жизненный опыт,
включаться в различные игры и игровые ситуации по просьбе взрослого, других детей или
самостоятельно, расширяя их возможности использовать приобретенные игровые умения
в новой игре. Используют дидактические игры и игровые приемы в разных видах
деятельности и при выполнении режимных моментов.
Игра как основная часть образовательной области «Социально-коммуникативное
развитие» включается в совместную образовательную деятельность взрослых и детей в
процессе овладения всеми образовательными областями, в групповые и индивидуальные
коррекционно-развивающие занятия. В игре возникают партнерские отношения, поэтому
социальная сфера «ребенок среди сверстников» становится предметом особого внимания
педагогов. Взаимодействие взрослого с детьми с НОДА строится с учетом интересов
каждого ребенка и детского сообщества в целом.
Основное содержание образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного

возраста
Социально-коммуникативное развитие
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной
области «Социально-коммуникативное развитие» на второй, как и на первой ступени
обучения, последующим разделам: 1) игра; 2) представления о мире людей и рукотворных
материалах; 3) безопасное поведение в быту, социуме, природе; 4) труд.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на
второй ступени обучения направлено на совершенствование и обогащение навыков
игровой деятельности детей с НОДА, дальнейшее приобщение их к элементарным
общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, в том
числе моральным, на обогащение первичных представлений о гендерной и семейной
принадлежности. Активное включение в образовательный процесс разнообразных игр во
всех формах и направлениях общеразвивающей и коррекционно-развивающей работы с
дошкольниками с НОДА на протяжении их пребывания в дошкольной организации
стимулирует двигательную, познавательную и речевую активность детей этой категории.
Объектом особого внимания специалистов, работающих с детьми (учителейдефектологов, воспитателей, музыкальных руководителей и др.) становится уточнение и
совершенствование

использования

детьми

с

нарушением

речи

при

НОДА

коммуникативных средств, проявляющихся в игре: положительных взаимоотношений,
организованности, выдержки, настойчивости, умения контролировать свои эмоции и
подчинять их правилам группового взаимодействия в соответствии с общим игровым
замыслом.
Необходимо обеспечить подбор доступного детям игрового и речевого материала
применительно к творческим и дидактическим играм, ситуациям трудовых процессов,
которые осваивает ребенок среднего дошкольного возраста с двигательной патологией.
Основное внимание взрослых в различных образовательных ситуациях обращается на
обучение детей с НОДА использованию, прежде всего, вербальных (в сочетании с
невербальными) средств общения в процессе игры, организованной деятельности, в
режимные моменты и т.п.
Педагоги создают образовательные ситуации, направленные на стимулирование у
детей потребности в сотрудничестве, в кооперативных действиях со сверстниками во всех
видах деятельности. На этой основе осуществляется работа по активизации двигательной
сферы, познавательной и речевой деятельности.
Образовательную деятельность в рамках области «Социально-коммуникативное
развитие» проводят воспитатели, интегрируя ее содержание с тематикой логопедической

работы, проводимой учителем-логопедом. В образовательный процесс в области
«Социально-коммуникативное развитие» желательно вовлекать родителей детей, а также
всех остальных специалистов, работающих с детьми с НОДА.
Познавательное развитие
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» на второй
ступени обучения обеспечивает повышение познавательной активности детей с НОДА,
обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта, формирование предпосылок
познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, а также представлений
об окружающем мире и формирование элементарных математических представлений.
В процессе разнообразных видов деятельности дети узнают о функциональных
свойствах и назначении объектов, учатся анализировать их, устанавливать причинные,
временные и

другие связи, и

пространственными

зависимости

свойствами.

При

между внутренними

этом

широко

и внешними

используются

методы

манипулирования с предметами, наблюдения за объектами, демонстрации объектов,
элементарные опыты, упражнения и различные игры.
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной
области на второй ступени обучения по следующим разделам: 1) конструирование; 2)
развитие представлений о себе и окружающем мире; 3) элементарные математические
представления.
Взрослый

развивает

и

поддерживает

у детей

словесное

сопровождение

практических действий.
Развитие у детей представлений о себе и об окружающем мире осуществляется
комплексно при участии всех специалистов. Воспитатели организуют групповые и
индивидуальные игровые занятия, совместную деятельность с детьми в форме
увлекательных игр, экскурсий, поисков и т.п. Они обогащают и закрепляют у детей
представления о себе и об окружающем мире в процессе изобразительной и трудовой
деятельности, в совместных играх, на прогулках и во все режимные моменты.
Ребенок знакомится с функциональными качествами и назначением объектов
окружающего природного, животного мира, овладевает умением анализировать их и
связывать с внешними, пространственными свойствами. Для этого широко используются
методы наблюдения, по возможности практические действия с объектами, обыгрывание,
рассматривание иллюстративного материала, драматизация и т. д.
Педагоги продолжают формировать экологические представления детей, знакомить
их

с

функциями

восстановительной).

человека

в

природе

(потребительской,

природоохранной,

Дети знакомятся с литературными произведениями (простейшими рассказами,
историями, сказками, стихотворениями), разыгрывают совместно со взрослым содержания
литературных произведений по ролям.
Речевое развитие
Содержание образовательной области «Речевое развитие» среднем дошкольном
возрасте направлено на формирование у детей с НОДА потребности в речевом общении и
коммуникативных умений. Основной акцент делается на развитии и формировании
связной речи.
В этот период основное значение придается стимулированию речевой активности
детей с НОДА, формированию мотивационно-потребностного компонента речевой
деятельности, развитию когнитивных предпосылок речевой деятельности, коррекции
речедвигательных

нарушений.

Дети

учатся

вербализовать

свое

отношение

к

окружающему миру, предметам и явлениям, делать элементарные словесные обобщения.
Педагоги продолжают обучение детей с НОДА ситуативной речи. При этом
важную роль играет пример речевого поведения взрослых. Взрослые стимулируют
желание детей свободно общаться, используя вербальные и невербальные средства
общения, поощряют даже минимальную речевую активность детей в различных
ситуациях. Педагоги направляют внимание на формирование у каждого ребенка с НОДА
устойчивого эмоционального контакта со взрослыми и со сверстниками.
Взрослый, стремясь развить коммуникативные способности ребенка среднего
дошкольного возраста с НОДА, учитывает особенности развития его игровой
деятельности: сформированность игровых действий, возможности и коммуникативные
умения взаимодействия со взрослым и сверстниками.
Ребенок в возрасте 4−5-ти лет, в том числе и с НОДА, активно проявляет интерес к
миру искусства (музыки, живописи). В рамках образовательной области «Художественноэстетическое

развитие»

взрослые

создают

соответствующую

возрасту

детей,

особенностям развития их моторики и речи среду для детского художественного развития.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
представлено разделами «Изобразительное творчество» и «Музыка».
Образовательную деятельность в рамках указанной области проводят воспитатели,
музыкальный руководитель, согласую ее содержание с тематикой коррекционноразвивающей работы, проводимой учителем-дефектологом и учителем-логопедом.
Активными участниками образовательного процесса в области «Художественноэстетическое развитие» являются родители детей, а также все остальные специалисты,
работающие с детьми с НОДА.

Художественно-эстетическое развитие
Основной формой работы по художественно-эстетическому воспитанию и
организации изобразительной деятельности детей с НОДА в среднем дошкольном
возрасте являются занятия, в ходе которых у детей формируются образы-представления о
реальных и сказочных объектах, развивается кинестетическая основа движений,
совершенствуются операционально-технические умения, компенсирующие недостатки
тонкой и общей моторики. На занятиях создаются условия для максимально возможной
самостоятельной деятельности детей, исходя из особенностей их двигательного развития.
У детей формируются устойчивое положительное эмоциональное отношение и
интерес к изобразительной деятельности, усиливается ее социальная направленность,
развивается анализирующее восприятие, закрепляются представления детей о материалах
и средствах, используемых в процессе изобразительной деятельности, развиваются
наглядно-образное мышление, эстетические предпочтения.
В данный период обучения изобразительная деятельность должна стать основой,
интегрирующей

перцептивное и

эстетико-образное видение

детей,

максимально

стимулирующей развитие их моторики и речи.
Обучение изобразительной деятельности осуществляет воспитатель по подгруппам
(пять-шесть человек) в ходе специально организованных занятий и в свободное время. В
каждой группе необходимо создать условия для изобразительной деятельности детей
(самостоятельной или совместной со взрослым). Элементы рисования, лепки, аппликации
включаются в логопедические занятия, в занятия по развитию речи на основе
формирования представлений о себе и об окружающем миром, в музыкальные занятия, в
занятия по формированию элементарных математических представлений и др.
На второй ступени обучения вводится сюжетное рисование.
При реализации направления «Музыка» детей учат эмоционально, адекватно
воспринимать разную музыку, развивают слуховое внимание и сосредоточение,
музыкальный

слух

(звуковысотный,

ритмический,

динамический,

тембровый),

привлекают их к участию в различных видах музыкальной деятельности (пение, танцы,
музыкально-дидактические и

хороводные игры,

игры на детских музыкальных

инструментах). Дети учатся распознавать настроение музыки, характер (движение,
состояние природы и др.)
Музыкальные занятия на этой ступени обучения проводят совместно музыкальный
руководитель и воспитатель. При необходимости в этих занятиях может принимать
участие учитель-дефектолог. Элементы музыкально-ритмических занятий используются
на групповых и индивидуальных коррекционных занятиях с детьми.

Физическое развитие
В области физического развития ребенка основными задачами образовательной
деятельности являются создание условий для:
- становления у детей ценностей здорового образа жизни;
- развития представлений о своем теле и своих физических возможностях;
-

приобретения

двигательного

опыта

и

совершенствования

двигательной

активности;
- коррекция недостатков общей и тонкой моторики;
- формирования начальных представлений о некоторых видах спорта, овладения
подвижными играми с правилами.
В сфере становления у детей ценностей здорового образа жизни
Взрослые способствуют развитию у детей ответственного отношения к своему
здоровью. Они рассказывают детям о том, что может быть полезно и что вредно для их
организма, помогают детям осознать пользу здорового образа жизни, соблюдения его
элементарных норм и правил, в том числе правил здорового питания, закаливания и пр.
Взрослые способствуют формированию полезных навыков и привычек, нацеленных на
поддержание собственного здоровья, в том числе формированию гигиенических навыков.
Создают возможности для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях.
В

сфере

совершенствования

двигательной

активности

детей,

развития

представлений о своем теле и своих физических возможностях, формировании начальных
представлений о спорте
Взрослые уделяют специальное внимание развитию у ребенка представлений о
своем теле, произвольности действий и движений ребенка.
Для удовлетворения естественной потребности детей в движении взрослые
организуют пространственную среду с соответствующим оборудованием как внутри
помещения, так и на внешней территории подвижные игры (как свободные, так и по
правилам), занятия, которые способствуют получению детьми положительных эмоций от
двигательной активности.
Взрослые поддерживают интерес детей к подвижным играм, занятиям на
спортивных снарядах, упражнениям в беге, прыжках, лазании, метании и др.; побуждают
детей выполнять физические упражнения, направленные на коррекцию недостатков
двигательной сферы, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также правильного не
наносящего ущерба организму выполнения основных движений.
Взрослые проводят физкультурные занятия, организуют спортивные игры в
помещении и на воздухе, спортивные праздники; развивают у детей интерес к различным

видам спорта, предоставляют детям заниматься разными видами двигательной активности
с учетом возможностей детей и рекомендации врача.
Задачи образовательной области «Физическое развитие» с детьми с НОДА
среднего дошкольного возраста также решаются в разнообразных формах работы,
которые отражают тесную взаимосвязь между психолого-педагогическим и медицинским
аспектами коррекционно-воспитательной деятельности (см. описание деятельности в
младшем дошкольном возрасте).
Характер решаемых задач позволяет структурировать содержание образовательной
области «Физическое развитие» на второй ступени обучения по следующим разделам: 1)
физическая культура; 2) представления о здоровом образе жизни и гигиене.
Образовательную деятельность в рамках образовательной области проводят
воспитатели, инструктор по физической культуре, согласовывая ее содержание с
медицинскими работниками, с инструктором по адаптивной физической культуре.
Активными участниками образовательного процесса должны стать родители, а также все
остальные специалисты, работающие с детьми.
Реализация
развивающих,

содержания

коррекционных

образовательной
и

области

оздоровительных

задач,

предполагает
воспитание

решение
у

детей

представлений о здоровом образе жизни, приобщение их к физической культуре (см.
задачи образовательной области «Физическое развитие» на первой ступени).
Задачи и содержание образовательной области «Физическое развитие» на второй
ступени обучения детей с НОДА также тесно связаны с задачами и содержанием
образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное
развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
В этот период реализация задач образовательной области «Физическое развитие» должна
стать прочной основой, интегрирующей сенсорно-перцептивное и моторно-двигательное
развитие детей с нарушением речи
Взаимодействие взрослых с детьми
Формы, способы, методы и средства реализации программы, которые отражают
следующие аспекты образовательной среды:
- характер взаимодействия со взрослыми;
- характер взаимодействия с другими детьми;
- система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому.
Взаимодействие взрослых с детьми является важнейшим фактором развития
ребенка и пронизывает все направления образовательной деятельности.

С помощью взрослого и в самостоятельной деятельности ребенок учится познавать
окружающий мир, играть, рисовать, общаться с окружающими. Процесс приобщения к
культурным образцам человеческой деятельности (культуре жизни, познанию мира, речи,
коммуникации, и прочим), приобретения культурных умений при взаимодействии со
взрослыми и в самостоятельной деятельности в предметной среде называется процессом
овладения культурными практиками.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен
только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не
руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Партнерские отношения
взрослого и ребенка в Организации и в семье являются разумной альтернативой двум
диаметрально

противоположным

основанному

на

идеях

подходам:

«свободного

прямому обучению

воспитания».

Основной

и

образованию,

функциональной

характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка
включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации
поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер.
Для личностно-порождающего взаимодействия характерно принятие ребенка
таким, какой он есть, и вера в его способности. Взрослый не подгоняет ребенка под какойто определенный «стандарт», а строит общение с ним с ориентацией на достоинства и
индивидуальные особенности ребенка, его характер, привычки, интересы, предпочтения.
Он сопереживает ребенку в радости и огорчениях, оказывает поддержку при
затруднениях, участвует в его играх и занятиях. Взрослый старается избегать запретов и
наказаний. Ограничения и порицания используются в случае крайней необходимости, не
унижая достоинство ребенка. Такой стиль воспитания обеспечивает ребенку чувство
психологической

защищенности,

способствует

развитию

его

индивидуальности,

положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми.
Личностно-порождающее

взаимодействие

способствует

формированию

у

ребенка различных позитивных качеств. Ребенок учится уважать себя и других, так как
отношение ребенка к себе и другим людям всегда отражает характер отношения к нему
окружающих взрослых. Он приобретает чувство уверенности в себе, не боится ошибок.
Когда взрослые предоставляют ребенку самостоятельность, оказывают поддержку,
вселяют веру в его силы, он не пасует перед трудностями, настойчиво ищет пути их
преодоления.
Ребенок не боится быть самим собой, быть искренним. Когда взрослые
поддерживают индивидуальность ребенка, принимают его таким, каков он есть, избегают
неоправданных ограничений и наказаний, ребенок не боится быть самим собой,

признавать свои ошибки. Взаимное доверие между взрослыми и детьми способствует
истинному принятию ребенком моральных норм.
Ребенок учится брать на себя ответственность за свои решения и поступки. Ведь
взрослый везде, где это возможно, предоставляет ребенку право выбора того или
действия. Признание за ребенком права иметь свое мнение, выбирать занятия по душе,
партнеров по игре способствует формированию у него личностной зрелости и, как
следствие, чувства ответственности за свой выбор.
Ребенок приучается думать самостоятельно, поскольку взрослые не навязывают
ему своего решения, а способствуют тому, чтобы он принял собственное.
Ребенок учится адекватно выражать свои чувства. Помогая ребенку осознать свои
переживания, выразить их словами, взрослые содействуют формированию у него умения
проявлять чувства социально приемлемыми способами.
Ребенок учится понимать других и сочувствовать им, потому что получает этот
опыт из общения со взрослыми и переносит его на других людей.
2.4. Взаимодействие педагогического коллектива с семьями дошкольников
Все усилия педагогов по подготовке к школе и успешной интеграции детей с
двигательной патологией, будут недостаточно успешными без постоянного контакта с
родителями. Семья должна принимать активное участие в развитии ребенка, чтобы
обеспечить

непрерывность

коррекционно-восстановительного

процесса.

Родители

отрабатывают и закрепляют навыки и умения у детей, сформированные специалистами,
по возможности помогать изготавливать пособия для работы в детском саду и дома.
Домашние задания, предлагаемые логопедом, педагогом-психологом и воспитателем для
выполнения, должны быть четко разъяснены. Это обеспечит необходимую эффективность
коррекционной работы, ускорит процесс восстановления нарушенных функций у детей.
Рекомендации по физическому развитию детей и организации ортопедического
режима дома
Консультируя родителей в этом направлении, следует акцентировать их внимание
на то, что физическое воспитание - важнейшая составляющая в системе обучения,
воспитания и лечения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При этом для
детей с двигательной патологией особое значение приобретает ранняя стимуляция
развития основных двигательных навыков. Если специальные занятия будут начаты в
ранние сроки жизни ребенка, то возможна определенная компенсация и предупреждение
формирования

патологических

взаимодействие

родителей

двигательных
со

стереотипов.

специалистами,

Необходимо

осуществляющими

активное
коррекцию

двигательной сферы ребенка (массажистом, инструктором ЛФК). В ходе консультации
для родителей необходимо рекомендовать:
- комплекс мероприятий по стимуляции двигательного развития ребенка в
домашних условиях.
- адаптация домашних условий к двигательным возможностям ребенка, (как
сделать

тренажеры

и

специальные

приспособления

для

стимуляции

развития

двигательных навыков и облегчения передвижения ребенка).
-контроль родителей за положением ребенка в пространстве (контролировать
положение его головки, обучать разгибанию верхней части туловища).
В период от одного года до трех лет у детей с нормальным развитием формируются
представления о конкретных предметах и их универсальном предназначении. У ребенка с
двигательной патологией эти навыки в естественном ритме и с необходимым качеством
не возникают. В силу первичности двигательных нарушений и огромного значения тонких
движений пальцев рук для дальнейшего развития ребенка, следует включать в занятия и
развитие мелкой моторики, функции осязания и умения узнавать предметы на ощупь.
Осязательная

функция

имеет

большое

значение

для

развития

познавательных

возможностей детей. Ее недостаточность приводит к тому, что у ребенка задерживается
формирование целостного представления о предметах. Для преодоления подобных
нарушений следует учить ребенка узнавать наощупь различные по величине и по форме
предметы, определять фактуру материала на ощупь (наждачная бумага, ткань, мех),
различать поверхность предметов (гладкий-шероховатый, ровный–неровный, колючий–
мягкий), выбирать предмет на ощупь по речевой инструкции (игра "Чудесный мешочек"),
определять его температуру (горячий - холодный). Занимаясь с ребенком лепкой или
рисованием, следует воспроизводить тот предмет, образ которого формировался на основе
тактильно-двигательного восприятия.
Одной из проблем, которыми страдают дети с НОДА, является нарушение праксиса
позы. Ребенок испытывает трудности при захвате предмета рукой. В этом случае,
необходимо с помощью совместных действий, путем наложения своей руки на руку
ребенка можно постепенно научить его элементарным предметным действиям (с
игрушкой, карандашом, фломастером, ложкой). При этом необходимо постоянно
подбадривать ребенка и внушать ему надежду на успех. На конкретных примерах
показать, как нужно учить ребенка удерживать в руке предмет и как узнавать его на
ощупь. Для этого нужно использовать различные по форме игрушки (шарик, кубик, яичко
от киндер-сюрприза, свисток и др.), размер, которых, не должен превышать величину
ладошки ребенка. Ребенка нужно учить произвольно, брать и опускать предметы,

перекладывать их из руки в руку, класть на место. Его также нужно обучить ощупывать
свои руки, ноги, другие части тела, игрушки.
Правильный захват предметов, способы его удержания определяют возможности
развития ребенка к предметной деятельности, а в дальнейшем, и к письму. Поэтому
родители должны постоянно развивать у детей с НОДА правильные формы удержания
предметов, игрушек и двигательных действий с ними. Специалист должен показать, как
эти навыки формируются у ребенка в процессе игры.
Для развития точности движений пальцев рук следует строить различные фигуры
на плоскости из палочек, мозаики и плоскостных геометрических фигур. Хорошие
результаты в формировании двигательных навыков дают следующие упражнения:
надевание колечек, пуговиц, бус на проволоку, веревку, нитку; продевание через
отверстия малого размера шнурков; прошивание иглой контура предметов на бумаге, а
также застегивание, расстёгивание, завязывание, развязывание шнурков, пуговиц, молний.
Родители также должны быть знакомы с приемами массажа и нормализации тонуса
мышц. Более подробные рекомендации по формированию у ребенка двигательных
навыков родители могут получить у инструктора по ЛФК и в специальной литературе
(Р.Д. Бабенкова, М.В. Ипполитова, Е.М. Мастюкова и др.).
Важно также развивать у детей согласованность движений руки и глаза, проводить
специальные занятия по развитию плавных движений глазных яблок с целью
формирования целостного восприятия предметов.
Речь - важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребенку
взаимодействие с социальным миром, возможность осмыслить себя и свои действия,
выразить свои переживания другим людям. С первых дней жизни родители должны
инициировать

речевые

вокализации

ребенка.

Родителям

необходимо

постоянно

стремиться к речевому контакту с ребенком, т.е. постоянно разговаривать с ним,
проговаривая все, что она делает с ребенком, или они с ребенком делают совместно.
Известно, что чем раньше организована логопедическая помощь, тем большего эффекта в
развитии речи ребенка можно ожидать. Родители должны внимательно слушать
рекомендации логопеда и неукоснительно их соблюдать. Специалист должен объяснить
родителям, что средства речи могут быть сформированы у ребенка лишь в результате
длительного процесса развития и автоматизации речевых навыков, т.е. длительных
тренировок и повторов заданий, которые дает логопед. Родители должны быть
проинформированы и о речевом режиме дома. Они должны знать о том, что:
- речь взрослых по своему содержанию должна соответствовать возможностям
понимания ребенка;

- речь взрослого должна быть медленной, внятной, достаточно громкой (но не
очень) и выразительной.
Родители должны обучать ребенка реагировать на слюнотечение и справляться с
этой трудностью. Они должны все время инициировать ребенка к воспроизведению
речевых звуков, лепетной речи, абрисов слов, простых, пусть и с нарушениями
грамматики, предложений. Родители должны постоянно формировать у ребенка
мотивацию на речевой контакт.
Формирование навыков самообслуживания имеет колоссальное значение для
развития детей с НОДА. Первое, к чему должны стремиться родители младших
дошкольников,

это

развитие у ребенка

чувства

неприязни

и

брезгливости

к

дискомфортным состояниям: длительному пребыванию мокрым в кроватке без сообщения
криком об этом взрослому; неаккуратному приему пищи или пачканию одежды при
слюнотечении или исправлении физиологических потребностей. Родители должны
постоянно формировать у детей потребность к самостоятельному обслуживанию себя.
Мотивация к осуществлению самостоятельных действий должна формироваться у детей с
раннего возраста. Это чрезвычайно важный навык, который обеспечивает не только
формирование санитарно-гигиенических навыков у ребенка, но и в будущем обеспечит
ему

достаточный

уровень

социальной

адаптации.

Ребенка

нужно

научить

самостоятельному приему пищи, умению брать ложку, самостоятельно есть, держать
кружку и пить из нее. В том случае, если двигательные возможности ребенка не
позволяют удерживать столовые приборы в нужном положении, родители должны знать,
что можно пользоваться специально изготовленными приборами или самим приспособить
эти предметы к возможностям ребенка. Чтобы ложка, вилка или карандаш, ручка не
вываливались из рук ребенка, пользуются приемом утяжеления. Надевают специальные
насадки, чаще резиновые груши, утяжеленные маленькими металлическими шариками.
К старшему дошкольному возрасту, ребенок должен уметь самостоятельно
одеваться (отдельные виды одежды могут быть специально для этого приспособлены) и
владеть санитарно-гигиеническими навыками. Часто для облегчения трудностей,
возникающих при застегивании или расстегивании одежды, пользуются застежкамилипучками.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».