Дополнительная общеразвивающая программа Умный язычок

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Учебно-тематический план
1.4 Содержание программы
1.5 Ожидаемые результаты
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации
2.3 Оценочные материалы
2.4Методические материалы
Литература

1

2
2
6
6
9
17
18
18
22
22
22
23

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Умный
язычок»
имеет
социально-гуманитарную
направленность.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением
Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N
1642;
 Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства
РФ от 29.05.2015 № 996-р;
 Федеральный проект «Успех каждого ребенка», протокол
заседания проектного комитета по национальному проекту
«Образование» от 07 декабря 2018 года № 3,
 Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной
деятельности
по
дополнительным
общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных
систем дополнительного образования детей»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ
от 4 июля 2014г. N 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН
2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы
образовательных организаций дополнительного образования
детей», с изменениями от 27.10.2020;
 Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы), изложенные в приложении к Письму Министерства
образования и науки РФ от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении
информации»;
 Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об образовании» от
03.07.2013 № 86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 № 13-ОЗ;
 Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области
от
05.04.2019
№
740
«Об
утверждении
Правил
персонифицированного
финансирования
дополнительного
2

образования детей»;
 Региональные и муниципальные документы по ПФДО,
 Устав и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад № 8
«Рябинка».
Актуальность программыобусловлена с одной стороны тем, что
начало 21 века в нашей стране характеризуется ухудшением здоровья
детей. По статистическим данным лишь 14 % детей практически
здоровы, а по данным мировой статистики число детей, имеющих
речевые расстройства растет, в связи с чем, актуальность проблемы
развития речи ребенка принимает глобальный характер.
Сдругой стороны, современные условия характеризуются
гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности
ребенка, развитию лучших его качеств, формированием разносторонней
и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует
качественно нового подхода к речевому развитию детей, организации
всего образовательного процесса. В первую очередь это означает отказ
от авторитарного способа обучения детей. Развитие ребенка должно
быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами
умственной деятельности, формировать познавательные интересы и
способности. Соответственно, должны претерпеть изменения способы и
методы развития речи детей младшего возраста. В связи с этим особое
значение приобретают дополнительные занятия с детьми дошкольного
возраста, а именно–«Умный язычок», где каждое занятие включает в
себя пальчиковые и подвижные игры, песни и стихи, сопровождаемые
движениями, двигательные упражнения, дидактические игры. Речевой
материал доступен в лексическом отношении, включает малые формы
русского фольклора и стихи современных детских поэтов.
Новизна программысостоит в том, что в основу занятий входят
логоритмические упражнения различной направленности. Вовремя
занятий-логотренинга, для снятия напряжения и концентрации внимания
детей, проводятся динамические паузы и психогимнастические
упражнения. Занятия являются интегрированными, главная задача
логопеда – создание на занятиях атмосферы праздника, радости.
Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребенку
чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре макс,имально
реализуются потенциальные возможности детей. Комплексно-игровой
метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов
и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение
занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего
занятия и соответственно повышает результативность в усвоении
знаний.
3

Педагогическая целесообразность
В последние годы отмечается увеличение количества детей,
имеющих нарушения речи.
Причины отставания в развитии речи конкретного ребенка могут
быть разные – как медицинские, так и психологические, так и дефицит
общения родителей с детьми.
Если в три года ребенок не говорит, то не надо надеяться,
что все произойдет само собой. Сам ребенок в этом возрасте уже не
догонит хорошо говорящих сверстников, ему требуется помощь
специалистов – невропатолога и логопеда. Как правило, речевое
недоразвитие тянет за собой и отставание в умственном развитии, а в
дальнейшем затрудняется для ребенка и процессов владения грамотой.
Плохо говорящим детям трудно общаться со сверстниками, их не
понимают, над ними смеются, отсюда проявление негативных эмоций,
раздражительность, замкнутость.
Для своевременного развития речи малышу необходим
собственный опыт, приобретенный естественным путем. Иначе говоря,
малыш должен не только увидеть предмет, но и потрогать его,
погладить, попробовать.
На развитие детской речи оказывает огромное влияние
совершенствование мелкой моторики, координации движений частей
тела, подвижные игры. Пусть дети подражают звукам, строят гримасы
перед зеркалом, дуют на перышки, делают зарядку для языка – все это
заставляет двигаться губы, язык и небо, развивает мускулатуру органов
речи. Пальчиковая гимнастика, рисование на крупе, лепка, аппликация,
конструирование прекрасно развивают мелкую моторику. Активное
движение – бег, прыжки, физические упражнения – способствуют
развитию у ребенка чувства собственного тела, темпа, ритма, что в
конечном итоге также ускоряет процесс развития речи.
Для профилактики нарушения речи в более раннем возрасте
разработана программа «Умный язычок». Данные физиологии и
психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с
мышечными. Движения способствуют активизации различных
анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга
человека. Поэтому развитием мелкой и общей моторики рекомендуется
заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников
форме.
Поэтому программа направлена на общее речевое развитие детей
младшего возраста, на развитие артикуляционной моторики, на развитие
дыхания, на развитие общей моторики, развития внимания, памяти,
воображения.
4

Основные принципы программы:
 Принцип доступности. Весь предлагаемый детям материал
излагается и преподносится в доступной форме.
 Принцип последовательности и систематичности.
Последовательная подача материала: каждое последующее
упражнение или занятие вытекает из предыдущего.
 Принцип оздоровительной направленности. Использование
здоровьесберегающих технологий.
 Принцип наглядности. Демонстрационный, раздаточный
материал, зрительное восприятие – всё это обеспечивает
эффективное восприятие материала.
 Принцип занимательности. Заинтересованность детей в
выполнении упражнений.
 Онтогенетический принцип.Учёт возрастных особенностей
детей.
Отличительной особенностью данной программы от
программы является то, что занятия ведутся более углубленно, что
дает ребенку усвоить материал надежно и правильно.
Адресат программы
В реализации данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы участвуют обучающиеся3 – 4 лет.
Объем программы
Общий объем часов – 70 часов.
Срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год.
Формы обучения и виды занятий:
Форма обучения – очная. Занятия проводятся в помещении
образовательной организации, группа учащихся работает под
руководством учителя-логопеда.Наполняемость учебных групп от 8 до
14. Набор в группы осуществляется на основе свободного выбора
дополнительной общеразвивающей программы. Прием заявлений о
зачислении в объединение по интересам осуществляется в течение всего
учебного года.
Занятия проводятся по группам. Основной вид занятий по данной
общеобразовательной программе является игра.
Режим занятий
Год
Продолжительно Периодичность в Количество
Количество
обуче сть занятия
неделю
часов в неделю занятий
в
ния
год
5

15 минут

1

2 раза

30 минут

68

1.2 Цель и задачи программы
Цель программы:развитие артикуляционной, общей моторики,
речевого развития детей, используя различные игры и игровые приемы.
Задачи программы:
1.
2.
3.
4.
№ п/п

Развивать и совершенствовать звуковую культуру речи.
Формировать грамматический строй речи.
Развивать общую и мелкую моторику.
Развивать лексическую сторону речи.

1.3 Учебно-тематический план
Наименование
Количество часов
раздела, темы
всего
теория
практика

1

Признаки осени

2

1

1

2

Огород. Овощи

2

1

1

3

Фрукты

2

1

1

4

Лес. Грибы. Ягоды.

2

1

1

5

Здоровье. Здоровый
образ жизни.

2

1

1

6

Перелётные птицы.

2

1

1

7

Детский
Игрушки.

сад.

2

1

1

8

Мой дом. Моя страна.

2

1

1

9

Домашние животные
и их детёныши.

2

1

1

6

Формы
аттестации/
контроля
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое

10

Домашние птицы.

2

1

1

11

Моя семья.

2

1

1

12

Признаки зимы.

2

1

1

13

Животные
лесов.

2

1

1

14

Новый год

4

2

21

15

Зимние забавы

2

1

1

16

Зимующие птицы

2

1

1

17

Одежда

2

1

1

18

Дом. Мебель

2

1

1

19

Транспорт, профессии
на
транспорте,
безопасность
поведения на дорогах
День
защитника
Отечества

2

1

1

2

1

1

21

Профессии,
взрослых

2

1

1

22

Международный
женский день

2

1

1

23

Посуда,
питания

2

1

1

20

наших

труд

продукты

7

задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое

2

1

1

25

Знакомство
с
народной культурой и
традициями
Признаки весны

2

1

1

26

Мой город, моя улица

2

1

1

27

Космос

2

1

1

28

Рыбы аквариумные

2

1

1

29

Животные весной

2

1

1

30

Человек и природа.
Комнатные растения

2

1

1

31

День Победы

2

1

1

32

Насекомые

2

1

1

33

Признаки лета

4

2

2

34

34

24

ИТОГО по
программе:

68

1.4 Содержание программы
1. Признаки осени. (2ч.)
Теория
8

задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание

Формирование представлений об осени на основе ознакомления с
существенными признаками сезона. Уточнение и расширение
словаря по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза,
корзина, расти, идти, дуть, теплый,).
Практическая работа
Грамматические игры «Назови ласково» (образ.сущ.с ум.лак.суф.), «Один – много» (образ. формы мн.ч. сущ.). Фонетикофонематические упражнения «Когда это бывает?», «Где звенит?»,
«Укачаем
кукол».
Артикуляционная
и
дыхательная
гимнастика«Осенние листочки»
2. Огород. Овощи.(2ч.)
Теория
Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания,
существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме
(овощи, огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, круглый,
длинный, зеленый, красный, желтый).
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ. формы мн.ч. сущ.),
«Чего не стало?» (образ. формы родит.пади.сущ.), «Назови
ласково» (образ.сущ.с ум.-лак.суф.). Фонетико-фонематические
упражнение, общая артикуляционная гимнастика.
3. Фрукты. (2ч.)
Теория
Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их
произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря
по теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин,
сладкий).Совершенствование
грамматического
строя
речи
(образование множественного числа имен существительных).
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ.формы мн.ч. сущ.).
«Назови картинку» (соглас.прил.ссущ.в роде и числе«Назови
ласково» (образ.сущ.с ум.-ласк.суф.). Фонетико-фонематические
упражнения«Укачаем кукол», «Узнай фрукт», «Лесенка» (пение
[а] с повыш. и пониж.голоса).
4. Лес. Грибы. Ягоды. (2ч.)
Теория
Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных
ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях.
Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды,
белый гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина,
искать,
ядовитый,
около,
рядом).Совершенствование
грамматического строя речи (образование множественного числа
имен существительных).
9

Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ. формы мн.ч. сущ.),
«Чего не стало» (образ.формырод.п.им.сущ.муж.исред.рода).
Фонетико-фонематические упражнения«Внимательные ушки».
Общая артикуляционная гимнастика.
5. Здоровье. Здоровый образ жизни. (2ч.)
Теория.
Уточнение артикуляции звуков [а] – [у] .
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много». Фонетико-фонематические
упражнения«Повтори за мной». Артикуляционная и мимическая
гимнастика «Весёлое настроение».
6. Перелётные птицы. (2 ч.)
Теория
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица,
стая, гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, прилетать,
носить, кормить, согревать, маленький,).
Практическая работа
Грамматические игры «Кто у кого?» (образ.сущ.ссуф.-ат, -ят).
Общая артикуляционная гимнастика.
7. Детский сад. Игрушки. (2 ч.)
Теория
Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об
игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из
которых они состоят. Формирование обобщающего понятия
игрушки. Уточнение и расширение словаря по теме (игрушка, мяч,
машинка, кубики, кукла, мишка, голова, туловище, лапа, колесо,
играть, катать, строить, купать, кормить, новый, большой,
маленький).Совершенствование грамматического строя речи
(образование множественного числа имен существительных),
слоговой структуры слова.
Практическая работа
Грамматические игры«Что изменилось?» (употр. вин.ирод.п.сущ.),
«Один – много» (образ.мн.ч.сущ.), «Большой – маленький»
(образ.им.сущ.с ум.-ласк.суф.). Фонетико-фонематические
упражнения «Что ты слышишь?», Общая артикуляционная
гимнастика.
8. Мой дом. Моя страна. (2 ч.)
Теория
Расширение и уточнение представлений об окружающем мире.
Формирование первичных представлений о родном городе, об
улицах, на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на
которой находится детский сад. Расширение и уточнение словаря
10

по теме «Наш город. Моя улица» (красивый, строить, любить,
беречь,).
Практическая работа
Грамматические игры«Чего много в городе?» (употр. сущ.мн.ч. в
род.п.). Виртуальная экскурсия по городу (расширение глагольного
словаря). Фонетико-фонематические упражнения«Подбери
картинки». Общая артикуляционная гимнастика,«Скажи на одном
выдохе».
9.Домашние животные и их детёныши.Домашние животные и их
детёныши. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о домашних животных, их внешнем
виде и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме
«Домашние животные» (животное, корова, лошадь, собака,
кошка, коза, мяукать, лаять, мычать, копыта, грива,
рога).Формирование обобщающего понятия домашние животные.
Совершенствование грамматического строя речи (образование
существительных с суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).
Практическая работа
Грамматические игры«Назови картинку» (согл.сущ.с сущ.),
«Весёлый котёнок» (предложно-падежные конструкции).
Фонетико-фонематическое упражнение «Подними мишку». Общая
артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
10. Домашние птицы. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и
повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия
домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме
(петух, курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать,
крякать, гоготать, пищать, кукарекать, плавать, домашний,
пушистый).Совершенствование грамматического строя речи
(образование и употребление существительных с суффиксами онок, -енок, -ат, -ят).Уточнение артикуляции звуков [а]—[у]—[о]
Практическая работа
Грамматические игры«Найди маму»(образ.иупотр.сущ.ссуф.онок, -енок, -ат, -ят), «Назови ласково» (образ.сущ.сум.ласк.суф.).
Фонетико-фонематическое упражнение«Повтори за мной». Общая
артикуляционная гимнастика.
11. Моя семья. (2 ч.)
Теория
Беседа о членах семьи. Употребление падежных окончаний
существительных.
11

Практическая работа
Грамматические игры«Чья эта вещь?» (образ.притяж.прил.ссуф.ин-), «Закончи предложение». Фонетико-фонематическое
упражнение.Общая артикуляционная гимнастика, «Остуди
горячий чай».
12. Признаки зимы. (2 ч.)
Теория
Признаки зимы.
Практическая работа
Грамматические игры : согласование прил.с.сущ., составление
предложений по картинкам. Фонетико-фонематическое
упражнение «Повтори за мной». Общая артикуляционная
гимнастика, «Снежки».
13. Животные наших лесов. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и
повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по
теме (медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать,
выть).Формирование обобщающего понятия дикие животные.
Практическая работа
Грамматические игры: составление простых предложений со
зрительной опорой, «Лиса и мышка» (употребл.предлогов), «Кого
не стало?»(предложно-падежные конструкции, употр.сущ.в
форме родит.п.сознач.отсутствия), «Мамы и детёныши»
(образ.сущ.ссуф.-онок, -енок, -ат, -ят.). Фонетикофонематические упражнения. Общая артикуляционная
гимнастика.
14. Новый год. (4 ч.)
Теория
Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение
и расширение словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз,
Снегурочка,
дарить,
получать,
петь,
танцевать,
украшать).Совершенствование грамматического строя речи
(употребление существительных в единственном числе в
косвенных падежах), слоговой структуры слова, элементарных
математических представлений (один – много).
Практическая работа
Грамматические игры«Украсим ёлочку» (употр.сущ.ед.ч.вкосв.п.),
«Назови картинку» (согл.числ.ссущ.в роде и числе), «Чудесный
мешочек» (согл.прил.ссущ.в роде), Выполни поручение»
(предложно-падежные конструкции). Фонетико-фонематические
упражнения(уточнение артикуляции звуков [а]—[о], [и]—[у].
12

Общая артикуляционная гимнастика«Разноцветный снег»,
«Приятный запах», «Лесенка», «Подуй на снежинку».
15. Зимние забавы. (2 ч.)
Теория
Зимние игры
Практическая работа
Грамматические игры «Будь внимательным» (употр.сущ.род.п.).
Фонетико-фонематические упражнения. Общая артикуляционная
гимнастика.
16. Зимующие птицы. (2 ч.)
Теория
Зимующие птицы.
Практическая работа
Грамматические игры «У кормушки» (образ.и.использованиесущ.в
форме ед.ч.род.п.), «Один – два» (образ.и использование сущ.в
форме ед.имн.ч.им.п.и глаголов в форме ед.имн.ч.изъявит
наклонен.), составление предложений по картинке. Фонетикофонематические упражнения. Общая артикуляционная
гимнастика.
17. Одежда. Детали одежды. (2 ч.)
Теория
Расширение представлений об одежде, ее назначении, деталях, из
которых она состоит; закрепление в речи существительного с
обобщающим значением одежда, уточнение и расширение
словаря по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта,
шорты, рукав, карман, надевать, снимать).Совершенствование
грамматического строя речи (образование имен существительных
во множественном числе).
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ.мн.ч.им.сущ.),
«Большой – маленький» (образ.сущ.с ум.-ласк.суф.). Фонетикофонематическое упражнение «Внимательные ушки».Общая
артикуляционная гимнастика.
18. Дом. Мебель. (2 ч.)
Теория
Расширение представлений о мебели, ее назначении, частях, из
которых она состоит. Закрепление в речи существительного с
обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря
по теме (стол, стул, кровать, шкаф). Совершенствование
грамматического строя речи (образование имен существительных
во множественном числе), слоговой структуры слов.
Практическая работа
13

Грамматические игры «Куклина комната» (употр.некоторых
простых предлогов), «Чего не хватает?»
(образ.ф.родит.п.им.сущ.), «Помоги мне…» (образ.и употр.предл.падеж.конструкций с простыми предлогами). Фонетикофонематические упражнения «Что купили?» (слоговая структура
слова). Общая артикуляционная гимнастика.
19. Транспорт, профессии на транспорте, безопасность поведения
на дорогах. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о транспорте и его назначении.
Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим
значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме
(машина, автобус, самолет, поезд, кабина, кузов, колесо, ездить,
останавливаться,
сигналить,
грузовой).Совершенствование
грамматического строя речи (употребление предложно-падежных
конструкций).
Практическая работа
Грамматическаяигра «Один или много?» (употр.сущ.мн.ч.род.п.).
Фонетико-фонематические упражнения.Общая артикуляционная
гимнастика.
20. День защитника Отечества. (2 ч.)
Теория
Беседа о празднике День защитника отечества.
Практическая работа
Грамматическая игра «Один или много?» (употр.сущ.мн.ч.род.п.).
Фонетико-фонематические упражнения«Весёлый поезд». Общая
артикуляционная гимнастика.
21. Профессии, труд взрослых. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о необходимости и пользе труда
взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим
значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме
(работать, продавать, покупать, продавец, покупатель, магазин).
Практическая работа
Грамматическая игра «Что привёз грузовик?» Общая
артикуляционная гимнастика.
22. Международный женский день. (2 ч.)
Теория
Уточнение и расширение глагольного словаря по теме «Мамин
праздник».
Практическая работа
Грамматические игры «Назови картинку» (согл.числ.с сущ.), «Кому
что нужно?» (образ.иупотр.им.сущ.вкосв.п.). Фонетико14

фонематические упражнения. Общая артикуляционная
гимнастика.
23. Посуда, продукты питания. (2 ч.).
Теория
Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее
назначении, частей, из которых она состоит. Закрепление в речи
существительного с обобщающим значением посуда. Уточнение и
расширение словаря по теме (чашка, чайник, кастрюля, ложка,
нож, есть, пить, новый, красивый).Совершенствование
грамматического строя речи (образование имен существительных
во множественном числе в именительном падеже, единственного и
множественного числа глаголов настоящего времени), слоговой
структуры слов.
Практическая работа
Грамматические игры «Что изменилось?» (согл.прил.ссущ.в форме
им. ирод.п.ед.ч.), «Чего не хватает?» (употр.им.сущ.в.ф.род.п.).
Фонетико-фонематическое упражнение«Передай мяч. Общая
артикуляционная гимнастика.
24. Знакомство с народной культурой, традициями. (2 ч.)
Теория
Знакомство с культурой ГрнойШории, Кузбасса.
Практическая работа
Грамматические игры «Охота» (употребл.сущ.вин.п.), «Шорское
ремесло» (употр.сущ.втв.п.). Фонетико-фонематическое
упражнение «Телеграф». Общая артикуляционная гимнастика.
25.Признаки весны (2 ч.)
Теория
Формирование словаря по теме «Весна» (весна, солнышко, матьи-мачеха, ручеек, гнездо, светить, таять,). Уточнение и
расширение представлений о ранней весне и ее признаках.
Практическая работа
Грамматические игры: распространение предложений о весне.
Фонетико-фонематическое упражнение«Когда это бывает?».
Общая артикуляционная гимнастика.
26.Мой город, моя улица. (2 ч.)
Теория
Достопримечательности города.
Практическая работа
Грамматические игры«Чего много в городе?» (употр.сущ.врод.п.),
«Кошка и дом» (употр.предлогов). Фонетико-фонематические
упражнения «Звучащий мячик», «Разноцветные шары». Общая
артикуляционная гимнастика.
27. Космос. (2 ч.)
15

Теория
Формирование
представлений
о
космосе.
Расширение
представлений о значении труда взрослых. Расширение, уточнение
и активизация словаря по теме «Космос» (космос, космонавт,
ракета, полет, планета, звезда).
Практическая работа
Совершенствование грамматического строя речи (согласование
числительных с существительными). Фонетико-фонематические
упражнения«Весёлые медвежата», «Кто больше?»
28. Рыбы. Аквариумные рыбы (2 ч.)
Теория
Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование
представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде.
Практическая работа
Грамматические игры «Что изменилось?» (употребл.предлогов).
Фонетико-фонематические упражнения «Поможем куклам».
Общая артикуляционная гимнастика.
29. Животные весной (2 ч.)
Теория
Расширение представлений о животных весной, их внешнем виде,.
Практическая работа
Грамматические игры «У кого кто?» (образ.сущ.ссуф.-ат, -ят),
«Найди детёнышей» (упот.сущ.вкосв.п.исущ.с суффиксами -онок, енок), «Что у тебя?» (употр.сущ.род.п). Фонетико-фонематическое
упражнение«Повтори за мной» (слоговая). Специальная
артикуляционная гимнастика для подготовки артикуляционного
аппарата к произношению свистящих звуков.
30.Человек и природа. Комнатные растения. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о комнатных растениях, правилах
ухода за ними. Уточнение и расширение словаря по теме
(растение, стебель, лист, цветок, корень, поливать).
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много», выполнение и
комментирование действий с предметом (употребление
предложно-падежных конструкций). Фонетико-фонематические
упражнения «Что лишнее?», «Разноцветные лепестки», «Подскажи
словечко», «Повтори за мной». Специальная артикуляционная
гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к
произношению свистящих звуков.
31.День Победы. (2 ч.)
Теория
Формирование представления о празднике День Победы.
16

Практическая работа
Общая артикуляционная гимнастика для подготовки
артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков.
32. Насекомые. (2.ч.)
Теория
Формирование представлений о внешнем виде насекомых.
Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые, бабочка,
жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья).Формирование
обобщающего понятия насекомые.
Практическая работа
Грамматические игры «Весёлые насекомые», «Кого не стало?»
(употр.сущ.в форме род.п.), «На полянке» (составление
предложений с предлогами по демонстрации действий).
Фонетико-фонематические упражнения «Слушай внимательно».
Специальная артикуляционная гимнастика для подготовки
артикуляционного аппарата к произношению свистящих звуков.
33. Признаки лета. (4 ч.)
Теория
Расширение и уточнение представлений временах года, о лете и
его приметах. Расширение и уточнение словаря по теме «Лето»
(загорать, купаться, лето, дача, река, море, лес, пляж, футбол,
корзинка,удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, одуванчик, ромашка,
туча, дождь, гроза, гром, радуга; жарко, тепло, весело).
Практическая работа
Грамматические игры «Солнечный зайчик», «Когда это бывает?»
Специальная артикуляционная гимнастика для постановки
свистящих звуков.
1.5. Ожидаемые результаты
1. В конце цикла занятий у детей должна выработаться
координированная работа артикуляционного аппарата (губ, языка,
нижней челюсти, мягкого нёба);
2. Усвоение навыков произношения отдельных звуков
3. Увеличение пассивного и активного словаря.

РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
17

№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Наименование

Марка,
заводской номер

Учительский стол
Учительский стул
Книжный шкаф
Шкаф для пособий
Навесные полки с играми
Столы полукруглые
Стулья детские
Стол для индивидуальных занятий
Зеркало
Шкафчик с пособиями для
индивидуальных занятий
Магнитофон
Ковёр
Люстра
Тюль
Гардина
Настольная лампа

Количество
1
1
1
1
2
2
14
1
1
1

Panasonic

1
1
1
1
1
1

Перечень наглядного и информационного материала
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
развитие зрительного внимания,
памяти, мышления,
ориентировки во времени
№ п/п
1.

4.

Наименование
Развивающая мозаика
«Поварёнок»
Развивающая мозаика «Чудоозеро»
Разрезные картинки
различной конфигурации
Кубики

5.

Д/игра «Сложи узор»

6.

Картинки на пружинке
«Весёлые цвета»»

7.

Аудиокассета
Владимир Шаинский
Д/игра «Четвёртый лишний»
Д/игра «Кто спрятался на
картинках»
Д/игра «Найди отличия»
Лото
Домино «Ягоды»
Домино «Зверята»

2.
3.

8.
9.
10.
11.
12.
13.

Автор, год издания
«ИПК ПОЛИТОН»
ЗАО Сенкт-петербург
«ИПК ПОЛИТОН»
ЗАО Сенкт-петербург
Самоизготовление
ООО «игрушечный
Рай», Москва
ООО «Корвет»
Санкт-Петербург
ООО «Издательство
«Аркаим»,
г Челябинск
ООО Росмэнаудио

Количество
1
1
14 наборов
1 набор
1
1

1

Самоизготовление

1

Самоизготовление

1
1
1
1

18

14.
15.
16.

Всё наоборот
Д/игра «Машинки и колёса»
Д/игра «Что сначала, что
потом»

17.
18.

Д/игра «Времена года»
Д/игра «Времена года и
погода»
Д/игра «Разноцветные
цепочки»
Д/игра «Кто старше»
Д/игра «Маленький и
большой»
Д/игра «Сложи предметы
вместе»

19.
20.
21.
22.

Самоизготовление
ИДом Карапуз
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Нищева Н.В.
Самоизготовление

1
1
1

Самоизготовление

1

Самоизготовление
Самоизготовление

1
1

Самоизготовление

1

1
1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
№ п/п

Наименование

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

15.
16.

Шнуровка
Бусы
Пазлы
Пуговицы
Счётные палочки
Мозаика
Пирамидки
Прищепки
Трафареты
тематические
Мелкие игрушки
Большие пазлы
Пальчиковые игры
Грецкие орехи
Массажные мячи
игольчатые
Массажные мячи
Кубики в картинках

17.
18.

Физминутки
Раскраски

10.
11.
12.
13.
14.

Автор, год
издания
Самоизготовление

Химический завод
«Луч», г. Ярославль

Самоизготовление
Самоизготовление
ООО «Игрушечный
Рай», г. Москва
Самоизготовление

Количество

Примечания

11
1 набор
3 набора
1 набор
6 наборов
4
1
6 штук
14 штук
10 штук
1 набор
1
9 штук
12 штук

Картотека

6 штук
1шт.
1
1

Картотека

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
№ п/п

Наименование

Автор, год
издания
19

Количество

Примечания

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Д/игра «Брось
кубик!»
Д/игра «Собери
бусы»
Резиновые игрушки
Рожок
Свисток
Погремушка
Д/игра «парочки»

Самоизготовление

1

Самоизготовление

1

Самоизготовление

13
1
1
6
1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
дыхание, постановка
№ п/п
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Наименование
Д/игра
«Логопедическое
лото»
Логопедические
профили
Материал для
развития дыхания
Артикуляционная
гимнастика
Губка Боб
Логопедическая
лягушка «Квакушка»
Картотека
артикуляционных
упражнений
Картотека речевого
материала
Вертушки
Считалки
Чистоговорки
Д/игра «Ну и ослик»
Д/игра «Послушный
ветерок»
Д/игра «Чудодерево»

№ п/п
Наименование
1. Предметные картинки
по лексическим темам
2. Набор сюжетных
картин

Автор, год издания Количество
ООО «Десятое
7 наборов на
Королевство»,
разные группы
Московская обл.,
звуков
д.Ховань
Самоизготовление
14шт.

Примечания

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление
Самоизготовление

1 шт.
1 шт.

Кукла
Кукла

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление

1
1
1

Картотека
Картотека

Леонова М.А.,
Крапивина Л.М.,
Москва, 1999

1

Автор, год издания
Самоизготовление
Самоизготовление
20

Количество
38 наборов
1

Примечания
Картотека

3. Набор предметных
картин
4. Подвижные игры
5. Многозначные глаголы

6. Многозначные
существительные
7. Лексический материал

8. Предлоги

9. Играй-ка-грамотейка
10. Д/игра «Кольца
Луллия»
11. Д/игра «Полянка
родственных слов»
12. Д/игра «Много чего»
13. Д/игра «Телефон»
14. Д/игра «Цветиксемицветик»
15. Д/игра «День покупок»
16. Д/игра «Мы построим
дом»
17. Д/игра «Маленькие
слова»
18. Карточки-символы
пространственных
предлогов
19. Д/игра «Игрушки»
20. Д/игра «Собери
семью»
21. Д/игра «На полянке»
22. Д/игра «За грибами»
23. Д/игра «Овощи.
Фрукты. Ягоды»

Коноваленко В.В.,
2000
Новиковская О.А.,
2005г.
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2003.
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

1
1

Картотека

1

Картотека

1

Картотека

М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2003.

Филичева Т.Б.,
Соболева А.Р.
Екатеринбург. Изд-во
«АРГО»,1996.
Ткаченко Т.А. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,
1999.

16 наборов

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

8

Самоизготовление

13

Самоизготовление

1

Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление

1
1
1

Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Самоизготовление

1

Самоизготовление

5 наборов

1

1
1 набор

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1

Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»

1

24. Д/игра «Кто где живёт»

1

1

1
21

25. Секреты предлогов и
падежей
26. Д/игра «Весёлый счёт»
27. Д/игра «Украшаем
ёлку»
28. Д/игра «У белочки в
гостях»
29. Д/игра «Мой, моя, моё,
мои»
30. Предметы
определённого цвета

Новиковская О.А.

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1

Учебнопрактическое
пособие

1
1

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1
1

Информационное обеспечение
Учебная литература
Методические рекомендации
Интернет-ресурсы.
Журналы.
Слайдовые презентации по темам
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы подведения итогов обучения по программе:
Для отслеживания результативности образовательного процесса
проводится промежуточный контроль в декабре, мае учебного года.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для
определения
достижений
учащимися
планируемых
результатов применяются следующие методы диагностики:
- устные задания.
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение программы происходит с постепенным усложнением
заданий. В программе темы взаимосвязаны одна с другой.
Используемые в обучении технологии: здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные;
личностно-ориентированного
обучения.
Методы и приёмы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебной деятельности
− словесные,
− наглядные,
− практические,
− репродуктивные и проблемные,
22

− индуктивные и дедуктивные,
− самостоятельной работы и работы под руководством
педагога).
2. Методы стимулирования и мотивации учения
− методы формирования интереса — познавательные игры,
создание ситуаций успеха;
3. Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и
дифференцированный, текущий и итоговый).
Форма организации учебного занятия: игра.
Примерная структура учебного занятия
Цели:
Планируемые результаты:
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Физминутка
4. Подведение итогов занятия
Литература:
Литература для педагога:
1. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое
пособие. – Спб.: «Детство-пресс», 2008. – 64с.
2. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с
нарушениями речи / Авт.-сост. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение,
2008. – 272с.
3. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения
для развития речи и дикции/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ:
Полиграфиздат, Спб.: Сова, 2011. – 206с.
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под
ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – С. 90.
5. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. :Владос,
2002. – 224 с.
6. Уроки логопедии / Репина З.А, Буйко В.И. – Екатеринбург: Литур,
2001. – 183 с.
Литература для учащихся и их родителей:
1. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2008. – 248с.
Приложение1
23

24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».