Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Речевичок (2)

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы

2

1.1 Пояснительная записка

2

1.2 Цель и задачи программы

8

1.3 Содержание программы

10

1.3.1 Учебно-тематический план

10

1.3.2 Содержание учебно-тематического плана

12

1.4 Планируемые результаты

29

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Календарный учебный график
Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля

30
30
30
36

2.4. Оценочные материалы

37

2.5. Методические материалы

37

2.6. Список литературы

40

Приложение

42

1

Раздел 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
ПРОГРАММЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Речевичок»

(далее

направленность

и

–

Программа)

реализуется

в

имеет

социально-гуманитарную

рамках

модели

организации

образовательного процесса методом проектной деятельности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Речевичок» направлена на развитие речи детей 4 – 5 лет и овладение ими
элементам грамоты.
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных
документов:
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
– Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
– Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015
№ 996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030
года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от
31 марта 2022 г. № 678-р;
– Федеральный проект «Успех каждого ребенка», протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07
декабря 2018 года № 3;
– Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
2

– Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.364820 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания
и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
– Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих

программ

(включая

разноуровневые

программы),

изложенные в приложении к Письму Министерства образования и науки РФ
от 18.11.15 № 09-3242 «О направлении информации»;
– Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об образовании» от
03.07.2013 № 86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 № 13-ОЗ;
– Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от
05.04.2019 № 740

«Об утверждении Правил персонифицированного

финансирования дополнительного образования детей»;
– Региональные и муниципальные документы по ПФДО,
– Устав и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад № 8
«Рябинка».
Актуальность

программы.

Формирование

у

детей

грамматически

правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из
важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в ДОУ,
семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения
грамоте можно только в процессе серьёзной работы по развитию фонетикофонематического слуха и восприятия.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что
развитие фонематических процессов положительно влияет на становление
всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов

3

произношения

(звукопроизношения,

звуконаполняемости

и

слоговой

структуры) может быть возможна только при опережающем формировании
фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только
с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При
планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники
намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки,
общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно
при формировании навыков чтения и письма.
В средней группе мы часто наблюдаем детей, речь которых малопонятна
для окружающих: отдельные звуки не произносятся, пропускаются или
заменяются другими, окончания слов не договариваются, слоговая структура
не слова не выдерживается. Очень часто речевые нарушения влекут за собой
отставание в развитии. И, как известно, чем раньше начата коррекционная
работа, тем она эффективнее. В связи с тем, что на логопункт в массовом
детском саду в первую очередь зачисляются дети старшего возраста,
возникает необходимость оказывать помощь детям средней группы в форме
факультатива. Факультативная логопедическая работа облегчит подготовку к
основным занятиям по коррекции звукопроизношения, даст возможность
чутко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей,
потребностей и личностных предпочтений детей, что, в свою очередь, может
актуализировать их внутренние ресурсы, включить механизм самокоррекции.
Новизна

дополнительной

общеобразовательной

общеразвивающей

программы «Речевичок» заключается в том, что комплексное содержание
занятий охватывают, кроме речевого развития и другие виды деятельности:
познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную.
Педагогическая целесообразность
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
развития познавательной активности.
Основные принципы программы:

4

 Принцип доступности. Весь предлагаемый детям материал излагается и
преподносится в доступной форме.
 Принцип последовательности и систематичности. Последовательная подача
материала: каждое последующее упражнение или занятие вытекает из
предыдущего.
 Принцип

оздоровительной

направленности.

Использование

здоровьесберегающих технологий.
 Принцип

наглядности.

Демонстрационный,

раздаточный

материал,

зрительное восприятие – всё это обеспечивает эффективное восприятие
материала.
 Принцип

занимательности.

Заинтересованность

детей

в

выполнении

упражнений.
 Онтогенетический принцип.Учёт возрастных особенностей детей.
Отличительной особенностью Программы являются комплексные
занятия, где присутствует игровой сюжет и предполагается организация
совместной деятельности взрослого и детей с учётом индивидуальных
возможностей каждого ребёнка. Занятия строятся на интегрированной основе
с широким использование игровых методов. Каждое занятие содержит от
шести до десяти упражнений:
1. игры, задания и упражнения для развития общих речевых навыков,
2. игры, задания и упражнения для развития слухового и зрительного
внимания и восприятия,
3. игры,

задания

совершенствования

и

упражнения
лексического

дляформирования
состава

языка

и
и

грамматического строя речи,
4. игры, задания и упражнения дляразвития связной речи и речевого
общения,
5. игры, задания и упражнения дляфонематических представлений и
навыков звукового анализа и синтеза,

5

6. игры, задания и упражнения для мимической, артикуляционной,
тонкой, общей моторики,
7. игры, задания и упражнения дляобучения грамоте,
8. игры, задания и упражнения дляпостановки, автоматизации и
дифференциации звуков.
Игра по форме является обучающей – вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемыйдетям, имеет занимательный характер, не содержит
сложных и непонятных заданий.
Практическая значимостьПрограммы связана с тем, что ожидаемые
результаты и полученные знания в дальнейшем будут применяться при
коррекции звукопроизношения детей на логопункте и подготовке к обучению
грамоте детей старшего возраста. Программа успешно повлияет на развитие
всех компонентов языковой системы ребёнка. Главное – сделать усваемое
нужным и интересным!
Данная
программа

дополнительная
соотносится

с

общеобразовательная
тенденциями

развития

общеразвивающая
дополнительного

образования и согласно Концепции развития дополнительного образования
направлена на формирование и развитие творческих способностей детей и
удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном,
нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры
здорового

и

безопасного

образа

жизни,

укрепление

здоровья

за

рамкамиосновного образования.
Адресат программы
Программа предназначена для детей дошкольного возраста
Вораствоспитанников: 4 – 5 лет.
Без дополнительной подготовки
Объем Программы
Объем часов реализации Программы – 68 часов.
Срок освоения программы
Срок освоения программы – 1 год.

6

Режим занятий
Реализация Программы «Речевичок» организуется в свободное от
основных занятий время, во второй половине дня (с учётом требований
СанПиН) 2 раза в неделю.
Год

Продолжительно

Периодичность в

Количество

Количество

обуче

сть занятия

неделю

часов в неделю занятий в год

20 минут

2 раза

40 минут

ния
1

68

Формы обучения и виды занятий:
Форма

обучения

образовательной

–

очная.

организации,

Занятия

группа

проводятся

воспитанников

в

помещении

занимается

под

руководством учителя-логопеда.Наполняемость группы от 8 до 14 человек.
Набор

в

группы

осуществляется

на

основе

свободного

выбора

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Прием
заявлений о зачислении осуществляется в течение всего учебного года.

7

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы:развитие у дошкольников познавательного интереса
к фонетической системе родного языка.
Общие задачи программы, решение которых позволит повысить
качество и эффективность работы:
 создать наиболее благоприятные

условия, способствующие

развитию

личности и коррекции психофизических недостатков детей;
 снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом
общении;
 обучить умению говорить внятно, отчётливо, выразительно и неторопливо;
 формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
 формировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной
речи в соответствии с возрастной нормой;
 осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников;
 формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
Задачи программы:
1. Личностные
— Воспитывать внимание к звуковой стороне речи.
— Воспитывать желание использовать средства интонационной
выразительности в процессе общения со сверстниками и
взрослыми.
— Воспитывать любовь к родному языку.
— Формировать и развивать

коммуникативные

способности:

умение общаться и взаимодействовать со сверстниками, уважать
мнение других.
2. Метапредметные:
— Развивать навыки связной речи.
— Развивать память, внимание, мышление и восприятие.
— Развивать навыки звукового анализа и синтеза односложных слов
с закрытым слогом.

8

— Развивать психические процессы и формировать мыслительные
операции.
— Развивать способность слияния звуков в слоги, слова.
— Развивать интерес и способность к слоговому и слитному
чтению.
3. Предметные (образовательные):
— Формировать фонематическое восприятие.
— Накапливать и обогащать словарный запас.
— Формировать

грамматические

средства

языка

и

навыки

словообразования.
— Подготавливать к первоначальным навыкам обучения грамоте.

9

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Учебно-тематический план
№ п/п

Количество часов
всего
теория
практика

Наименование
раздела, темы

1

Признаки осени

2

1

1

2

Огород. Овощи

2

1

1

3
4

Фрукты
Лес. Грибы. Ягоды.

2
2

1
1

1
1

5

Здоровье. Здоровый
образ жизни.
Перелётные птицы.

2

1

1

2

1

1

7

Детский
Игрушки.

сад.

2

1

1

8

Мой дом. Моя страна.

2

1

1

9

2

1

1

10

Домашние животные
и их детёныши.
Домашние птицы.

2

1

1

11

Моя семья.

2

1

1

12

Признаки зимы.

2

1

1

13

2

1

1

14

Животные
лесов.
Новый год

4

2

21

15

Зимние забавы

2

1

1

16
17

Зимующие птицы
Одежда

2
2

1
1

1
1

6

наших

Формы
аттестации/
контроля
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Опрос,
практическое
задание
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Опрос,

10

18

Дом. Мебель

2

1

1

19

Транспорт, профессии
на
транспорте,
безопасность
поведения на дорогах
День
защитника
Отечества

2

1

1

2

1

1

Профессии,
труд
взрослых
Международный
женский день
Посуда,
продукты
питания

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

25

Знакомство
с
народной культурой и
традициями
Признаки весны

2

1

1

26
27

Мой город, моя улица
Космос

2
2

1
1

1
1

28

Рыбы аквариумные

2

1

1

29

Животные весной

2

1

1

30

2

1

1

31

Человек и природа.
Комнатные растения
День Победы

2

1

1

32

Насекомые

2

1

1

33

Признаки лета
ИТОГО по
программе:

4

2
34

2
34

20

21
22
23

24

68

практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Опрос,
практическое
задание
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Опрос,
практическое
задание
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Опрос,
практическое
задание
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра
Беседа с
элементами
опроса
Практическое
задание
Игра

11

Содержание учебно-тематического плана
1. Признаки осени. (2ч.)
Теория
Формирование представлений об осени на основе ознакомления с
существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря
по теме «Осень» (осень, погода, лист, дерево, береза, кора, корзина,
расти, идти, дуть, теплый, солнечный, дождливый).
Практическая работа
Грамматические игры «Назови ласково» (образ.сущ.с ум.-лак.суф.),
«Один – много» (образ. формы мн.ч. сущ.). Фонетико-фонематические
упражнения «Когда это бывает?», «Где звенит?», «Укачаем кукол»,
«Топни

–

хлопни».

Артикуляционная

и

дыхательнаягимнастика«Осенниелисточки»
Форма контроляБеседа с элементами опроса
2. Огород. Овощи.(2ч.)
Теория
Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания,
существенных признаках. Уточнение и расширение словаря по теме (овощи,
огурец, помидор, морковь, свекла, репа, редис, кабачок, рвать, таскать,
круглый, длинный, зеленый, красный, желтый).Различение длинных и
коротких слов. Определение на слух «лишнего» слова.
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ. формы мн.ч. сущ.),
«Чего не стало?» (образ. формы родит.пад.им.сущ.), «Назови ласково»
(образ.сущ.с ум.-ласк.суф.). Фонетико-фонематические упражнения
«Разноцветные флажки», «Что лишнее?», «Телефон», «Узнай овощ»,
общая артикуляционная гимнастика.
Форма контроляПрактическое задание
3. Фрукты. (2ч.)

12

Теория
Уточнение и расширение представлений детей о фруктах, месте их
произрастания, отличительных особенностях. Расширение словаря по
теме (фрукты, яблоко, груша, слива, лимон, апельсин, собирать,
убирать,

снимать,

сладкий,

гладкий,

выше,

ниже,

вкусно).Совершенствование грамматического строя речи (образование
множественного числа имен существительных).
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ.формы мн.ч. сущ.).
«Назови картинку» (соглас.прил.с сущ.в роде и числе). «Поможем
клоуну Роме» (согл. прил.+ сущ. в роде и числе),«Назови ласково»
(образ. сущ. с ум.-ласк.суф.). Фонетико-фонематические
упражнения«Укачаем кукол», «Подними семафор», «Что лишнее» (на
слух), «Подними семафор», «Узнай фрукт», «Лесенка» (пение звука [а]
с повышением и понижением голоса),дыхательная гимнастика лёжа.
Форма контроляИгра
4. Лес. Грибы. Ягоды. (2ч.)
Теория
Уточнение и расширение представлений детей о грибах и лесных
ягодах,

месте

их

произрастания,

отличительных

особенностях.

Расширение и уточнение словаря по теме (искать, грибы, ягоды, белый
гриб, мухомор, лисичка, ножка, шляпка, малина, корзина, искать,
ядовитый, около, рядом).Совершенствование грамматического строя
речи (образование мн. числа им.сущ.).
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ.формы мн.ч. сущ.), «Чего
не стало» (образ.формы род.п.им.сущ.муж.и сред.рода). Фонетикофонематические упражнения «Поезд», «Эхо» (слова из 2-х и з-х
открытых слогов), «Внимательные ушки», «Разноцветные флажки».
Общаяартикуляционнаягимнастика.

13

Форма контроляБеседа с элементами опроса
5. Здоровье. Здоровый образ жизни. (2ч.)
Теория.
Дифференциация [а] – [у]в ряду звуков, в ряду закрытых слогов, в
словах, в начале слова.
Практическая работа
Грамматические игры «Доктор» (образ.сущ.ед.ч. в тв.п.), «Помоги
Рассеянному» (образ.сущ.ввин.п.). Фонетико-фонематические
упражнения«Разноцветные флажки», «Топни – хлопни», «Помоги
аисту и утке», «Повтори за мной». Артикуляционная и мимическая
гимнастика «Весёлое настроение».
Форма контроляПрактическое задание
6. Перелётные птицы.(2 ч.)
Теория
Расширение, уточнение и активизация словаря по теме (птица, стая,
гнездо, крыло, голова, туловище, клюв, лапа, грач, скворец, ласточка,
прилетать,

носить,

строить,

выводить,

кормить,

согревать,

маленький, голый, голодный).Формирование навыков звукового анализа
и синтеза
Практическая работа
Грамматические игры «Кто у кого?» (образ.сущ.ссуф.-ат, -ят).
Составление простых распространённых предложений с опорой на
картинки. Фонетико-фонематические упражнения «Волшебные звуки»,
«Передай мячик», «Повтори за мной». Общая артикуляционная
гимнастика.
Форма контроляИгра
7. Детский сад. Игрушки.(2 ч.)
Теория
Уточнение, расширение и обобщение представлений детей об
игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях, из которых они

14

состоят. Формирование обобщающего понятия игрушки. Уточнение и
расширение словаря по теме (игрушка, мяч, машинка, кубики, кукла,
мишка, голова, туловище, лапа, кузов, кабина, колесо, играть, катать,
строить,

купать,

кормить,

резиновый).Совершенствование

новый,

большой,

грамматического

маленький,
строя

речи

(образование множественного числа имен существительных), слоговой
структуры слова.
Практическая работа
Грамматические игры«Что изменилось?» (употр. вин.ирод.п.сущ.),
«Один – много» (образ.мн.ч.сущ.), «Большой – маленький»
(образ.им.сущ.с ум.-ласк.суф.). Фонетико-фонематические упражнения
«Что ты слышишь?», «Живые звуки», «Будь внимательным»,
«Внимательные ушки». Общая артикуляционная гимнастика,
«Пароходы».
Форма контроляБеседа с элементами опроса
8. Мой дом. Моя страна.(2 ч.)
Теория
Расширение и уточнение представлений об окружающем мире.
Формирование первичных представлений о родном городе, об улицах,
на которых живет каждый из детей группы, и об улице, на которой
находится детский сад. Расширение и уточнение словаря по теме «Наш
город. Моя улица» (главный, красивый, прекрасный, строить, любить,
беречь, гордиться). Формирование навыков звукового анализа и
синтеза.
Практическая работа
Грамматические игры«Чего много в городе?» (употр. сущ.мн.ч. в
род.п.). Виртуальная экскурсия по городу (расширение глагольного
словаря). Фонетико-фонематические упражнения«Подбери картинки».
Общая артикуляционная гимнастика, «Скажи на одном выдохе».
Форма контроляПрактическое задание

15

9. Домашние животные и их детёныши.Домашние животные и их
детёныши. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде
и образе жизни. Уточнение и расширение словаря по теме «Домашние
животные» (животное, корова, лошадь, собака, кошка, коза, мяукать,
лаять, мычать, ржать, копыта, грива, рога).Формирование обобщающего

понятия

грамматического

домашние

строя

речи

животные.
(образование

Совершенствование
существительных

с

суффиксами -онок, -енок, -ат, -ят).Знакомство со звуком [о].
Практическая работа
Грамматические игры«Назови картинку» (согл.сущ.с сущ.), «Весёлый
котёнок» (предложно-падежные конструкции). Фонетикофонематическое упражнение «Подними мишку». Общая
артикуляционная гимнастика. Дыхательная гимнастика.
Форма контроляИгра
10. Домашние птицы. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и
повадках домашних птиц. Формирование обобщающего понятия
домашние птицы. Уточнение и расширение словаря по теме (петух,
курица, цыпленок, утка, утенок, гусь, гусенок, кудахтать, крякать,
гоготать,

пищать,

кукарекать,

пушистый).Совершенствование

плавать,

грамматического

домашний,
строя

речи

(образование и употребление существительных с суффиксами -онок, енок, -ат, -ят).Дифференциация звуков [а]—[у]—[о]

в

словах,

начальная ударная позиция) со зрительной опорой.
Практическая работа
Грамматические игры«Найди маму»(образ.иупотр.сущ.ссуф.-онок, енок, -ат, -ят), «Назови ласково» (образ.сущ.сум.ласк.суф.). Фонетико-

16

фонематическое упражнение «Разноцветные корзинки», «Повтори за
мной», «Красные кружки». Общая артикуляционная гимнастика.
Форма контроляОпрос. Практическое задание
11. Моя семья. (2 ч.)
Теория
Употребление падежных окончаний существительных.
Практическая работа
Грамматические игры«Чья эта вещь?» (образ.притяж.прил.ссуф.-ин-),
«Закончи предложение». Фонетико-фонематическое упражнение
«Выполни поручение», «Слушай внимательно», «Кто больше?»Общая
артикуляционная гимнастика, «Остуди горячий чай».
Форма контроляБеседа с элементами опроса
12. Признаки зимы. (2 ч.)
Теория
Знакомство со звуком [и].
Практическая работа
Грамматические игры : согласование прил.с.сущ., составление
предложений по картинкам. Фонетико-фонематическое упражнение
«Телефон», «Подними флажок», «Повтори за мной», подбор слов на
заданный гласный звук. Общая артикуляционная гимнастика,
«Снежки».
Форма контроляПрактическое задание
13. Животные наших лесов. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и
повадках диких животных. Уточнение и расширение словаря по теме
(медведь, волк, лиса, заяц, прыгать, бегать, рычать, выть, мохнатый,
рыжий, серый, коричневый).Формирование обобщающего понятия
дикие животные.
Практическая работа

17

Грамматические игры: составление простых предложений со
зрительной опорой, «Лиса и мышка» (употребл.предлогов), «Кого не
стало?»(предложно-падежные конструкции, употр.сущ.в форме
родит.п.сознач.отсутствия), «Мамы и детёныши» (образ.сущ.ссуф.онок, -енок, -ат, -ят.). Фонетико-фонематическое упражнение
«Подними флажок»
Нахождение картинки на заданный ударный гласный звук. Общая
артикуляционная гимнастика.
Форма контроляИгра
14. Новый год. (4 ч.)
Теория
Формирование представлений о новогоднем празднике. Уточнение и
расширение словаря по теме (елка, подарок, Дед Мороз, Снегурочка,
дарить, получать, петь, танцевать, украшать).Совершенствование
грамматического

строя

речи

(употребление

существительных

в

единственном числе в косвенных падежах), слоговой структуры слова,
элементарных

математических

представлений

(навыки

счета

в

пределах пяти).
Практическая работа
Грамматические игры«Украсим ёлочку» (употр.сущ.ед.ч.вкосв.п.),
«Назови картинку» (согл.числ.ссущ.в роде и числе), «Чудесный
мешочек» (согл.прил.ссущ.в роде), Выполни поручение» (предложнопадежные конструкции), «Парные картинки» (употр.глаг.в форме ед. и
мн.ч. в изъявит.наклонен.). Фонетико-фонематические упражнения
«Слушай внимательно» (анализ и синтез слияний гласных звуков),
«Помоги Ане и Оле» (дифференциация звуков [а]—[о] в словах с
опорой на картинки), «Помоги Инне и Уле» (дифференциация звуков
[и]—[у] в словах), «Что лишнее?». Общая артикуляционная

18

гимнастика«Разноцветный снег», «Приятный запах», «Лесенка»,
«Подуй на снежинку».
Форма контроляБеседа с элементами опроса
15. Зимние забавы. (2 ч.)
Теория
Формирование навыков звукового анализа и синтеза.
Практическая работа
Грамматические игры «Будь внимательным» (употр.сущ.род.п.).
Фонетико-фонематические упражнения «Помоги аисту» (определение
картинок, начинающихся на звук [а], «Кто лишний», «Подскажи
словечко».Специальная артикуляционная гимнастика для постановки
свистящих звуков, «Сдуй снежинку с кончика носа».
Форма контроляПрактическое задание
16. Зимующие птицы. (2 ч.)
Теория
Знакомство с буквой А.
Практическая работа
Грамматические игры «У кормушки» (образ.и.использованиесущ.в
форме ед.ч.род.п.), «Один – два» (образ.и использование сущ.в форме
ед.имн.ч.им.п.и глаголов в форме ед.имн.ч.изъявит наклонен.),
составление предложений по картинке, «Вспоминай-ка»
(употр.им.сущ.в форме вин.п.ед.имн.ч.), «Сосчитай-ка» (согл.числ.с
сущ.). Фонетико-фонематические упражнения «В универмаге», «Кто
больше покупок сделает», «Телеграф», «Подскажи словечко», «Найди
буквы». Специальная артикуляционная гимнастика для постановки
свистящих звуков, «Лесенка», «Птички».
Форма контроляИгра
17. Одежда. Детали одежды. (2 ч.)
Теория

19

Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении,
деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного
с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря
по теме (одежда, платье, брюки, рубашка, кофта, шорты, рукав,
карман, надевать, снимать, нарядный, широкий, узкий, шире, уже,
больше, меньше).Совершенствование грамматического строя речи
(образование

имен

существительных

во

множественном

числе).Знакомство с буквой А.
Практическая работа
Грамматические игры «Один – много» (образ.мн.ч.им.сущ.), «Алёшка»
(образ.ф.род.ивин.п.им.сущ.), «Большой – маленький» (образ.сущ.с ум.ласк.суф.), «У меня нет…» (образ.ф.род.п.им.сущ.мн.ч.), «Собираемся
на прогулку» (согл.прил.с сущ.). Фонетико-фонематические
упражнения «Угадайка» (угадывание гласных по беззвучной
артикуляции), «Телеграф», «Внимательные ушки» (выделение звука
[у]из ряда звуков, слогов, слов).Специальная артикуляционная
гимнастика для постановки свистящих звуков.
Форма контроляОпрос. Практическое задание
18. Дом. Мебель. (2 ч.)
Теория
Расширение и конкретизация представлений о мебели, ее назначении,
частях, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного
с обобщающим значением мебель. Уточнение и расширение словаря по
теме

(сидеть,

лежать,

спать,

стол,

стул,

кровать,

шкаф).Совершенствование грамматического строя речи (образование
имен существительных во множественном числе), слоговой структуры
слов. Знакомство с буквой У.
Практическая работа
Грамматические игры «Куклина комната» (употр.некоторых простых
предлогов), «Чего не хватает?» (образ.ф.родит.п.им.сущ.), «Подбери

20

пару» 9образ.ф.мн.ч.им.сущ. в.им.п.), «Помоги мне…» (образ.и
употр.предл.-падеж.конструкций с простыми предлогами). Фонетикофонематические упражнения «Что купили?» (слоговая структура
слова), «Что в конверте?» (дифференциация звуков [а]— [у] в словах,
начальная ударная позиция, по картинкам), «Буквы
перепутались».Специальная артикуляционная гимнастика для
постановки свистящих звуков.
Форма контроляОпрос. Практическое задание
19. Транспорт, профессии на транспорте, безопасность поведения на
дорогах. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о

транспорте и его назначении.

Закрепление в пассивной речи существительного с обобщающим
значением транспорт. Уточнение и расширение словаря по теме
(машина, автобус, троллейбус, трамвай, метро, остановка, самолет,
теплоход,

поезд,

кабина,

останавливаться,

кузов,

сигналить,

колесо,

перевозить,

ездить,

грузовой).Совершенствование

грамматического строя речи (употребление предложно-падежных
конструкций).
Практическая работа
Грамматическая игра «Один или много?» (употр.сущ.мн.ч.род.п.).
Фонетико-фонематические упражнения«Найди буквы» (умение
находить буквы А, У среди других букв алфавита). Формирование
навыка чтения, «Вам письмо» (совершенствование навыка чтения).
Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих
звуков, «Насос», «Песенка водички», «Пароходы».
Форма контроляОпрос. Практическое задание
20. День защитника Отечества. (2 ч.)
Теория
Формирование навыка чтения

21

Практическая работа
Грамматическая игра «Один или много?» (употр.сущ.мн.ч.род.п.).
Фонетико-фонематические упражнения «Весёлый поезд», «Подними
флажок». Специальная артикуляционная гимнастика для постановки
свистящих звуков«Лесенка» (со звуком [а]), «Комарики» (подготовка
артикуляционного аппарата к формированию правильного уклада
звука [з].
Форма контроляБеседа с элементами опроса
21. Профессии, труд взрослых. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о необходимости и пользе труда
взрослых. Закрепление в речи существительного с обобщающим
значением профессии. Уточнение и расширение словаря по теме
(работать, продавать, покупать, отпускать, продавец, покупатель,
магазин,

весы).Совершенствование

грамматического

строя

речи

(образование формы имен существительных в винительном падеже).
Знакомство с буквой О.
Практическая работа
Грамматическая игра «Отправь письмо»
(употр.сущ.вдат.п.).Фонетико-фонематические упражнения «Назови
первый звук», «Что привёз грузовик?» (совершенствование навыка
чтения). Специальная артикуляционная гимнастика для постановки
свистящих звуков.
Форма контроляПрактическое задание
22. Международный женский день. (2 ч.)
Теория
Уточнение и расширение глагольного словаря по теме «Мамин
праздник». Знакомство с буквой И.
Практическая работа

22

Грамматические игры «Назови картинку» (согл.числ.с сущ.), «Кому что
нужно?» (образ.иупотр.им.сущ.вкосв.п.), «Подскажи словечко».
Фонетико-фонематические упражнения «Вспоминай-ка» (слова на звук
[и]), «Найди картинки»(слова на звук [и]), «Кто больше?» (подбор слов
на заданную букву). «Живой конструктор». Специальная
артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Форма контроляИгра
23. Посуда, продукты питания. (2 ч.).
Теория
Расширение и конкретизация представлений о посуде, ее назначении,
частей, из которых она состоит. Закрепление в речи существительного
с обобщающим значением посуда. Уточнение и расширение словаря по
теме (чашка, чайник, кастрюля, ложка, нож, есть, пить, варить,
жарить, новый, красивый).Совершенствование грамматического строя
речи (образование имен существительных во множественном числе в
именительном падеже, единственного и множественного

числа

глаголов настоящего времени), слоговой структуры слов.
Практическая работа
Грамматические игры «Что изменилось?» (согл.прил.ссущ.в форме им.
ирод.п.ед.ч.), «Куклы принимают гостей» (обучение суффиксальному
способу словообразования), «Чего не хватает?»
(употр.им.сущ.в.ф.род.п.). Фонетико-фонематические упражнения
«Парусная регата» (чтение слияния букв), «Допиши буквы», «Передай
мяч», «Назови буквы», «Назови первый звук». Специальная
артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Форма контроляОпрос. Практическое задание
24. Знакомство с народной культурой, традициями. (2 ч.)
Теория
Совершенствование навыка чтения.
Практическая работа

23

Грамматические игры «Охота» (употребл.сущ.вин.п.), «Шорское
ремесло» (употр.сущ.втв.п.). Фонетико-фонематические упражнения
«Весёлый поезд» (совершенствование навыка чтения), «Живые звуки»,
«Волшебные цветочки» (составление и чтение слогов), «Телеграф».
Специальная артикуляционная гимнастика для постановки свистящих
звуков.
Форма контроляБеседа с элементами опроса
25. Признаки весны (2 ч.)
Теория
Формирование словаря по теме «Весна» (весна, солнышко, проталинка,
мать-и-мачеха, ручеек, грач, гнездо, светить, таять, распускаться,
строить, выводить, ранняя).Уточнение и расширение представлений о
ранней весне и ее признаках. Знакомство со звуком [п].
Практическая работа
Грамматические игры: распространение предложений о весне.
Фонетико-фонематические упражнения «Подскажи словечко»,
«Ледоход», «Подними семафор», «Что получится?», «Самый
внимательный», «Когда это бывает?», «Весёлый поезд»
(совершенствование навыка чтения), «Составим слова». Специальная
артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.
Форма контроляПрактическое задание
26. Мой город, моя улица. (2 ч.)
Теория
Достопримечательности города.
Практическая работа
Грамматические игры«Чего много в городе?» (употр.сущ.врод.п.),
«Кошка и дом» (употр.предлогов). Фонетико-фонематические
упражнения «Звучащий мячик», «Разноцветные шары», «Разноцветные
корзинки» (различение картинок со звуками), игра с морскими

24

камушками (выкладывание слогов). Специальная артикуляционная
гимнастика для постановки свистящих звуков.
Форма контроляИгра
27. Космос. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о космосе, освоении космоса людьми,
работе космонавтов. Расширение представлений о значении труда
взрослых. Расширение, уточнение и активизация словаря по теме
«Космос»

(космос,

космонавт,

корабль,

ракета,

станция,

иллюминатор, спутник, полет, планета, звезда, орбита; первый,
космический,

орбитальный;

осваивать,

летать,

запускать).Совершенствование навыка чтения.Знакомство со звуком
[н].
Практическая работа
Совершенствование грамматического строя речи (согласование
числительных с существительными). Фонетико-фонематические
упражнения«Весёлые медвежата», «Кто больше?», «Подними флажок»
(выделение звука [н]среди других звуков), «Что получится?», «Котёнок
гуляет» (определение места звука в слове), «Составь и прочитай».
Форма контроляБеседа с элементами опроса
Форма контроляОпрос. Практическое задание
28. Рыбы. Аквариумные рыбы (2 ч.)
Теория
Расширение представлений об аквариумных рыбах, формирование
представлений о пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе
жизни, повадках. Знакомство со звуком [т].
Практическая работа
Грамматические игры «Что изменилось?» (употребл.предлогов).
Фонетико-фонематические упражнения «Поможем куклам»
(дифференциация звуков [т], [п], [н] в словах), «Что в аквариуме?»

25

(чтение слогов), «Разноцветные корзинки» (дифференциация звуков
[т], [п], [н] в словах). Специальная артикуляционная гимнастика для
постановки свистящих звуков.
Форма контроляБеседа с элементами опроса
29. Животные весной (2 ч.)
Теория
Расширение представлений о животных весной, их внешнем виде,
образе жизни, повадках. Знакомство со звуком [м].
Практическая работа
Грамматические игры «У кого кто?» (образ.сущ.ссуф.-ат, -ят), «Найди
детёнышей» (упот.сущ.вкосв.п.исущ.с суффиксами -онок, -енок), «Что у
тебя?» (употр.сущ.род.п.), «Что изменилось?» (употр. предл. падеж.
конструкций). Фонетико-фонематические упражнения «Подними
шарик» (выделение звука [м] среди других звуков, в слогах и словах),
«Кто скорее?» (составление слогов), «Повтори за мной» (слоговая),
«Узнай слово», «Разноцветные флажки» (дифференциация звуков [м] –
[н] в ряду слов, «Разноцветные машины» (дифференциация звука [м]
от других согласных звуков в словах). Специальная артикуляционная
гимнастика для подготовки артикуляционного аппарата к
произношению шипящих звуков.
Форма контроляПрактическое задание
30. Человек и природа. Комнатные растения. (2 ч.)
Теория
Формирование представлений о комнатных растениях, их назначении,
правилах ухода за ними. Уточнение и расширение словаря по теме
(растение, стебель, лист, цветок, корень, ухаживать, поливать,
протирать).Обеспечение целостного восприятия картины. Обучение
повторению рассказа по отдельному эпизоду картины вслед за
логопедом.
Практическая работа

26

Грамматические игры «Один – много», выполнение и комментирование
действий с предметом (употребление предложно-падежных
конструкций). Фонетико-фонематические упражнения «Что лишнее?»,
«Разноцветные лепестки», «Подскажи словечко», «Повтори за мной».
Специальная артикуляционная гимнастика для подготовки
артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.
Форма контроляИгра
31. День Победы. (2 ч.)
Теория
Формирование представления о празднике День Победы.
Практическая работа
Грамматические игры «Разноцветные кружки» (звуковой анализ),
чтение слогов. Специальная артикуляционная гимнастика для
подготовки артикуляционного аппарата к произношению шипящих
звуков.
Форма контроляБеседа с элементами опроса
32. Насекомые. (2.ч.)
Теория
Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни
насекомых. Уточнение и расширение словаря по теме (насекомые,
бабочка, жук, кузнечик, божья коровка, стрекоза, крылья, лапки,
усы).Формирование обобщающего понятия насекомые. Знакомство со
звуком [к].
Практическая работа
Грамматические игры «Весёлые насекомые», «Кого не стало?»
(употр.сущ.в форме род.п.), «На полянке» (составление предложений с
предлогами по демонстрации действий). Фонетико-фонематические
упражнения «Слушай внимательно» (выделение звука [к] среди других
звуков, слогов, слов), «Кто больше?»(назвать слова на звук [к]).

27

Специальная артикуляционная гимнастика для подготовки
артикуляционного аппарата к произношению шипящих звуков.
Форма контроляПрактическое задание
33. Признаки лета. (4 ч.)
Теория
Расширение и уточнение естественнонаучных представлений, знаний о
смене времен года, о лете и его приметах. Расширение и уточнение
словаря по теме «Лето» (наступать, припекать, подниматься,
расцветать, созревать, отдыхать, загорать, купаться, кататься,
собирать, плести, нюхать, ловить; лето, дача, река, море, лес, пляж,
футбол, корзинка,сачок, удочка, рыба, грибы, ягоды, цветы, одуванчик,
ромашка, колокольчик, василек, клевер, земляника, подберезовик,
сыроежка, мухомор, туча, дождь, гроза, гром, радуга; теплый,
загорелый, разноцветный, глубокий, солнечный; жарко, тепло, весело).
Практическая работа
Грамматические игры «Варим компот, варенье» (образ.относит.прил.),
«Скажи по образцу» (образ.сущ.ссуф.-ник-), «Солнечный зайчик»
(употр.сущ.впредл.пад.).Фонетико-фонематические упражнения «Что в
корзинке?» (предметы со звуком [к]), «Что неправильно?» (найти
неправильные буквы), «Покажи картинки» (найти картинки со звуком
[к]), «Разноцветные машинки» (определение места звука в слове),
«Когда это бывает?» Специальная артикуляционная гимнастика для
постановки шипящего звука [ж], «Дождик».
Форма контроляИгра

28

ПЛАНИРУЕМЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОГРАММЕ

По окончанию обучения дети научатся:
 различать нарушенные и ненарушенные звуки;
 простым формам фонематического анализа;
 интонированию;
 понимать различные формы словоизменения;
 активно употреблять существительные, прилагательные, некоторые простые
предлоги, сочинительные союзы;
а также
 расширят словарный запас;
 совершенствуют фонематические представления;
 сформируют и улучшат слоговую структуру слова;
 обучатся элементам грамоты;
 разовьют связную речь и навыки речевого общения;
 разовьют общую, мелкую моторики и навыки конструктивного праксиса.
В результате обучения по программе дети приобретут такие
личностные качества как:
 коммуникативныеспособности
 любознательность
 активность
 самостоятельность
В результате обучения по программе у детей будут сформированы
такие метапредметные компетенции как:
 сосредоточенноевнимание
 логическоемышление
 даватьопределенияпонятиям
 познавательный интерес к родному языку

29

РАЗДЕЛ 2
КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество учебных недель – 34
Количество учебных дней – 68
Даты начала и окончания учебного периода – вторая половинасентября –
май
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
1. Материально-техническое обеспечение программы
Программа

реализуется

в

условиях

развивающей

предметно

пространственной среды группового помещения с использованием общего
оборудования группы. Материально – техническое обеспечение программы
соответствует:
- санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам
- правилам пожарной безопасности
- возрасту и индивидуальным особенностям детей
Перечень необходимого оборудования и материалов:
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Наименование
Учительский стол
Учительский стул
Книжный шкаф
Шкаф для пособий
Навесные полки с играми
Столы полукруглые
Стулья детские
Стол для индивидуальных занятий
Зеркало
Шкафы с пособиями для занятий
Магнитофон
Ковёр
Люстра
Тюль
Гардина
Настольная лампа
Компьютер

Марка,
заводской номер

Panasonic

Количество
1
1
1
1
2
2
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

30

Перечень наглядного и информационного материала
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
развитие зрительного внимания,
памяти, мышления,
ориентировки во времени
№ п/п
1.

4.

Наименование
Развивающая мозаика
«Поварёнок»
Развивающая мозаика «Чудоозеро»
Разрезные картинки
различной конфигурации
Кубики

5.

Д/игра «Сложи узор»

6.

Картинки на пружинке
«Весёлые цвета»»

7.

Аудиокассета
Владимир Шаинский
Д/игра «Четвёртый лишний»
Д/игра «Кто спрятался на
картинках»
Д/игра «Найди отличия»
Лото
Домино «Ягоды»
Домино «Зверята»
Всё наоборот
Д/игра «Машинки и колёса»
Д/игра «Что сначала, что
потом»

2.
3.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

17.
18.
19.
20.
21.
22.

Д/игра «Времена года»
Д/игра «Времена года и
погода»
Д/игра «Разноцветные
цепочки»
Д/игра «Кто старше»
Д/игра «Маленький и
большой»
Д/игра «Сложи предметы
вместе»

Автор, год издания
«ИПК ПОЛИТОН»
ЗАО Сенкт-петербург
«ИПК ПОЛИТОН»
ЗАО Сенкт-петербург
Самоизготовление
ООО «игрушечный
Рай», Москва
ООО «Корвет»
Санкт-Петербург
ООО «Издательство
«Аркаим»,
г Челябинск
ООО Росмэнаудио

Количество
1
1
14 наборов
1 набор
1
1

1

Самоизготовление

1

Самоизготовление

1
1
1
1
1
1
1

Самоизготовление
ИДом Карапуз
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Нищева Н.В.
Самоизготовление

1
1

Самоизготовление

1

Самоизготовление
Самоизготовление

1
1

Самоизготовление

1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
№ п/п

Наименование

Автор, год издания

Количество

Примечания

31

15.
16.

Шнуровка
Бусы
Пазлы
Пуговицы
Счётные палочки
Мозаика
Пирамидки
Прищепки
Трафареты
тематические
Мелкие игрушки
Большие пазлы
Пальчиковые игры
Грецкие орехи
Массажные мячи
игольчатые
Массажные мячи
Кубики в картинках

17.
18.

Физминутки
Раскраски

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

Самоизготовление

Химический завод
«Луч», г. Ярославль

Самоизготовление
Самоизготовление
ООО «Игрушечный
Рай», г. Москва
Самоизготовление

11
1 набор
3 набора
1 набор
6 наборов
4
1
6 штук
14 штук
10 штук
1 набор
1
9 штук
12 штук

Картотека

6 штук
1шт.
Картотека

1
1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Наименование

Автор, год издания

Д/игра «Брось кубик!» Самоизготовление
Д/игра «Собери бусы» Самоизготовление
Резиновые игрушки
Рожок
Свисток
Погремушка
Д/игра «парочки»
Самоизготовление

Количество

Примечания

1
1
13
1
1
6
1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
дыхание, постановка, автоматизация и дифференциация звуков
№
п/п
1.

2.

Наименование
Д/игра
«Логопедическое
лото»
Логопедические

Автор, год издания
ООО «Десятое
Королевство»,
Московская обл.,
д.Ховань
Самоизготовление

Количество

Примечания

7 наборов на
разные группы
звуков
14шт.

32

3.
4.
5.
6.
7.

8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.

профили
Материал для развития
дыхания
Артикуляционная
гимнастика
Губка Боб
Логопедическая
лягушка «Квакушка»
Картотека
артикуляционных
упражнений
Картотека речевого
материала
Вертушки
Логопедические зонды
Считалки
Чистоговорки
Д/игра «Ну и ослик»
Д/игра «Послушный
ветерок»
Д/игра «Чудо-дерево»

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление
Самоизготовление

1 шт.
1 шт.

Кукла
Кукла

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление

1

Картотека

Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Леонова М.А.,
Крапивина Л.М.,
Москва, 1999
Самоизготовление

1
1
1
1
1
1

Картотека
Картотека
Картотека
Картотека

1

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.

6.

Наименование

Автор, год издания

Предметные картинки по Самоизготовление
лексическим темам
Набор сюжетных картин Самоизготовление
Набор предметных
Коноваленко В.В.,
картин
2000
Подвижные игры
Новиковская О.А.,
2005г.
Коноваленко В.В.,
Многозначные глаголы

Многозначные
существительные

7.

Лексический материал

8.

Предлоги

Коноваленко С.В.
М.: Издательство
ГНОМ и Д, 2003.
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.

Количество

Примечания

39 наборов

Картотека

1
1
1

Картотека

1

Картотека

1

Картотека

М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2003.

Филичева Т.Б.,
Соболева А.Р.
Екатеринбург. Изд-во
«АРГО»,1996.
Ткаченко Т.А. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,
1999.

16 наборов

5 наборов

33

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.

Играй-ка-грамотейка

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

8

Д/игра «Кольца Луллия»
Д/игра «Полянка
родственных слов»
Д/игра «Много чего»
Д/игра «Телефон»
Д/игра «Цветиксемицветик»
Д/игра «День покупок»

Самоизготовление
Самоизготовление

13
1

Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление

1
1
1

Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Самоизготовление

1

16.

Д/игра «Мы построим
дом»

17.

19.

Д/игра «Маленькие
слова»
Карточки-символы
пространственных
предлогов
Д/игра «Игрушки»

20.

Д/игра «Собери семью»

21.

Д/игра «На полянке»

22.

Д/игра «За грибами»

23.

Д/игра «Овощи. Фрукты. Издательство
«У-Фактория» серия
Ягоды»
«Весёлые уроки»
Д/игра «Кто где живёт»
Новиковская О.А.
Секреты предлогов и
падежей

1

26.
27.

Д/игра «Весёлый счёт»
Д/игра «Украшаем ёлку» Нищева Н.В. СПб:

1
1

28.

Д/игра «У белочки в
гостях»
Д/игра «Мой, моя, моё,
мои»
Предметы
определённого цвета

1

18.

24.
25.

29.
30.

1

1

Самоизготовление

1 набор

Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1

Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.

1
1
1

1
1

Учебнопрактическое
пособие

1
1 коробка

2. Информационноеобеспечение
Учебная литература
Методические рекомендации
Интернет-ресурсы.

34

Журналы.
Слайдовые презентации по темам.
Магнитофон
3. Кадровое обеспечение
Для реализации данной программы нужен педагог, имеющие высшее
или среднее специальное педагогическое образование без предъявления
требований к стажу работы, владеющий базовыми знаниями педагогики и
методики организации работы с детьми дошкольного возраста.

35

ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ

1. Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Для

отслеживания

результативности

образовательного

процесса

проводится входящий, промежуточный и итоговый контроль в сентябре,
декабре, мае учебного года.
Мониторинг отслеживания результативности проводится в форме
составления речевой карты оценки результатов освоения программы
(Приложение 1)
2.

Формы

предъявления

и

демонстрации

образовательных

результатов:
- мониторинг
- открытые занятия
- викторины

36

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Для определения достижений учащимися планируемых результатов
применяются следующие методы диагностики:
–опрос,
– диагностические задания,
– дидактические игры.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методы обучения:
 наглядные – показпрезентаций, иллюстрации;
 словесные – беседа, объяснение, загадка, стихотворение, рассказ;
 аналитические – сравнение, опрос;
 методы практической работы – упражнения, практические
задания;
 игровой метод – дидактические и развивающие игры;
 частично-поисковый – решение проблемных ситуаций.
Педагогические технологии:
 Педагогического общения – технология совместной деятельности
взрослого и детей, скрепленной взаимопониманием, совместным
анализом хода и результата этой деятельности.
 Личностно-ориентированного обучения – в центре внимания

–

личность ребенка, который должен реализовать свои возможности.
 Информационно-коммуникативные

–

способствуют

активизации

образовательного процесса, развитию познавательного интереса и, как
следствие, повышению качества знаний.
 Развивающего

обучения

–

создание

условий

для

развития

психологических особенностей: способностей, интересов, личностных
качеств и отношений между людьми, при котором учитываю и
использую

закономерности

развития,

уровень

и

особенности

индивидуума.

37

 Игровой деятельности – в основу положена педагогическая игра как
вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и
усвоение общественного опыта.
 Проблемного обучения – стремление максимально

использовать

данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения),
познания, исследования и мышления; развитие творческого потенциала
личности обучающегося.
 Здоровьесберегающая –сопровождения учебной группы – система по
сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей,
представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для
физкультминутки
Формы организации учебного занятия: занятие-игра.
Примерная структура учебного занятия
Дата
Тема
Тип занятия
Цель занятия
Задачи
Методическое оснащение занятия
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности обучающихся
Планируемые результаты:
Основные этапы занятия:
1. Организационныймомент
Задача этапа: подготовка педагога и детей к занятию.
Содержание

этапа: создание

благоприятного

микроклимата

с

настроем детей на учебную работу, активизация внимания детей,

38

диагностика усвоенных на предыдущем занятии знаний, сообщение
темы и цели занятия.
Результат деятельности на 1 этапе: определение уровня внимания,
активности, восприятия, настроя детей на предстоящее занятие, уровня
самооценки собственной деятельности детей.
2. Основнаячасть
Задача этапа: обеспечение восприятия обучающимися нового
материала, формирование у них системного, целостного представления
о теоретических знаниях по теме.
Содержание этапа: максимальная активизация познавательной
деятельности обучающихся на основе теоретического материала,
введение

практических

творческих

заданий,

развивающих

определённые умения детей; самостоятельное выполнение учащимися
творческих заданий, обыгрывание игровых ситуаций.
Результат деятельности на 2 этапе: системное, осознанное усвоение
обучающимися

нового

материала

и

первоначальное

развитие

практических умений.
3. Подведение итогов занятия
Задача этапа: анализ и оценка достижения цели занятия, уровня
усвоения обучающимися теоретических и практических знаний и
умений;

самооценка

детьми

собственной

деятельности,

оценка

сотрудничества; объяснение детям логики следующего занятия.
Содержание этапа: подведение итогов деятельности, методы
поощрения детей.
Результат деятельности на 3 этапе: подготовка обучающихся к
самооценке

собственной

деятельности;

определение

перспектив

развития деятельности детей в данной образовательной области.

39

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Литература для педагога:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 2004. – 160с.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. – Спб.:
«Детство-пресс», 2008. – 64с.
3. Веселова Е.И. Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей
4 – 5 лет с ОНР. Ч.1. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека Логопеда). (5)
4. Веселова Е.И. Скрябина Е.М. Игры и упражнения на каждый день для детей
4 – 5 лет с ОНР. Ч.2. – М.: ТЦ Сфера, 2015. – 64с. (Библиотека Логопеда). (6)
5. Гуськова А.А. Развитие речедвигательной координации детей. Пособие для
логопедов, воспитателей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64с.
(Библиотека Логопеда). (4)
6. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по логопедии
для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001. – 208с.
7. Нищева Н. В.Программа коррекционно-развивающей работы в
логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
(с 4 до 7 л е т ) .– СПб.: Детство-Пресс, 2006. — 352 с.
8. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для
развития речи и дикции/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Полиграфиздат, Спб.:
Сова, 2011. – 206с.
9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С.
Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез,
2004. – С. 90.
10. Телепень Т.С. Играем с падежами: игры для старших дошкольников с ОНР.
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2018. – 64с. (Библиотека Логопеда).
(1)

40

11. Уроки логопедии / Репина З.А, Буйко В.И. – Екатеринбург: Литур, 2001. –
183 с.
Литература для родителей и детей:
1. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000, – 208с.: ил.
2. Нищева Н.В. Будем говорить правильно. Дидактический материал для
коррекции нарушений звукопроизношения. – СПб.: Детство-пресс, 2002. –
112с.+ цв. вкл. 40с.
3. Быстрова Г.А., Сизова Э.А., Шуйская Т.А. Логопедические игры и задания. –
Санкт-Петербург «КАРО», 2000
4. Ванюхина Г. Речецветик / Автор Г.А. Ванюхина – г. Екатеринбург: Старсо,
1993. – 136с., ил.
5. Колесникова Е.В.Запоминаю буквы. – М.: Издательство «Ювента», 2001. –
64с.: ил.
6. Бардышева Т.Ю. Связанные одной цепью. – Издательство «Карапуз». –
Дмитров – 2002.
7. Бардышева Т.Ю. Скованные одной целью. – Издательство «Карапуз». –
Дмитров – 2002.

41

Приложение
Речевая карта-дневник
1. Артикуляционный аппарат
Пробы
I Исследование движения языка

Н

С

К

1. Положить широкий язык на нижнюю губу.
2. Спокойно удерживать широкий язык на нижней губе
под счёт до 5.
3. Поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под
счёт от 1 до 5 и опустить к нижним зубам.
4. Перевести кончик языка поочерёдно из правого угла в
левый угол, касаясь губ.
5. Движения языка вперёд-назад (высовывание языка
«жалом»).
II Исследование движений губ
1. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы.
2. Сомкнуть губы, вытянуть вперёд трубочкой.
3. Переключить губы из положения в «улыбке» на
положение вытянутые «трубочкой».
4. Произнеси звук [У] без зрительной опоры и определи,
какое движение совершают губы.
5. Определить по беззвучной артикуляции логопеда [У]
или [И].
III Исследование нижней челюсти
1. Рот широко открыть, закрыть.
2. Подвигать нижней челюстью из стороны в сторону.
IV Саливация
(норма, повышенная)
V Исследование мягкого нёба
1. Поднимание нёбной занавески при энергичном
произнесении звука [А].
2. Посмотреть наличие или отсутствие утечки воздуха
через нос при произнесении гласных звуков.
3. Посмотреть наличие или отсутствие глоточного
рефлекса (появление рвотных движений при лёгком
прикосновении шпателя к мягкому нёбу).
4. Наличие/отсутствие сглаженности носогубных склад.
Оценка

42

2. Общее звучание речи
Н

С

К

Показатели
1. Разборчивость (смазанная, непонятная речь, норм.)
2. Темп (быстрый, медленный, норм.)
3. Ритм(нормальный,дисритмия)
4. Дыхание (достаточное, недостаточное)
5. Голос (норма,монотонный, наличие носового оттенка)
Оценка:

3. Фонематическоевосприятие, навыкизвуковогоанализа
Работа со словами

Задание

1. Повторение слогов с
оппозиционными
звуками

Н

с

К

ба – па
га – ка
да – та
ма – ба
ва – ка
ня – на

2. Слова-паронимы
3.Определение звука в ряду
других

Хлопни в ладоши, если
услышишь заданный звук

Оценка
4. Звукопроизношение
Звуки
Свистящие, [ц]

Изолированно
Н
С
К

Н

В речи
С

К

43

Шипящие, [ч]
Звуки [л], [л`]
Звуки [р], [р`]
Другие звуки
Дифференциация звуков
Оценка
5. Слоговая структура
Работа со словами

Н

С

К

дом
вата
веник
сумка
лопата
тортик
Оценка

6. Состояниеграмматическогострояречи
Н
1. Употребление
существительных в
именительном
падеже
единственного и
множественного
числа
2. Употребление имён сущ.
в косвенных
падежах

С

К

стол –
кот –
дом –
кукла –
рука –
окно –
Кто это?
(лиса,
заяц, ёж)
Без чего
машина,
петух,
стол?
Даёт корм
кому?
Мальчик
нарисовал
кого?

44

Работает
чем?
Мечтает о
чём?
красный
флаг

3. Согласование
прилагательных с
существительными
единственного числа (по
картинкам)

синяя
сумкажёлтое
яблоко
Где стоит
ваза? (на
столе)
Где лежат
фрукты?
(в корзине)
У кого
мячик?
(у
мальчика)

4.Употребление
предложно-падежных
конструкций
(по картинкам)

Оценка:

7. Словообразование

2. Образование
названий
детёнышей
животных

1. Образ.сущ. с
ум.-ласк. суфми

Н

С

К

стол –
чашка –
сумка –
ведро –
у кошки –
у лисы –
у утки –
у слонихи

Оценка:

45

8. Словарь
Н

С

К

2. Прилагат.

1. Существительные

Задания
1.Части
тела

1.ноги
2.руки
3.голова
4.глаза
5.уши

2.Части
предмета
покарт.

6.спинка стула
7.сиденье стула
8.ножки стула
9.кузов машины
10.колёса машины

3. Назвать
обобщающиеслова

11.мяч, мишка, поезд
12.рубашка, платье, юбка
13.ботинки, сапоги,
туфли
белый – чёрный

1.Назв.
Притяж.
прилаг.
2.Назв.
антонимы

4.Числ.

3. Глаголы

1.Назв.
действия

2.Назвать
близкие
слово
по значен.
1. Назв.
колич.
числит.

горячий –
холодный
большой – маленький
ест
идёт
спит
играет
моет

собака
кубик
мяч

Оценка:

46

Критерии оценки
3
2,5
2
1,5
1
0,5
0

1

2

3

4

5

6

7

8

Параметры обследования
1. Артикуляционный аппарат.
2. Общее звучание речи.
3. Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и
синтеза.
4. Звукопроизношение.
5. Слоговая структура.
6. Состояние грамматического строя речи.
7. Словоизменение.
8. Словарь.
Примечание:
3 балла – правильное, самостоятельное выполнение всех заданий.
2 балла – единичные ошибки исправляются с помощью уточняющегося
вопроса, подсказкой или расширением инструкции.
1 балл – большинство заданий не выполняются.
0 баллов – невыполнение задания.
Сумму баллов делим на количество заданий и выводим средний балл,
который заносится в графу «оценка». По полученным «оценкам»
вычерчивается график.

47


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».