СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
1.2 Цель и задачи программы
1.3 Учебно-тематический план
1.4 Содержание программы
1.5 Планируемые результаты обучения
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1 Условия реализации программы
2.2 Формы аттестации
2.3 Оценочные материалы
2.4Методические материалы
Литература
2
2
6
7
10
30
31
31
37
37
42
44
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка» имеет социально-гуманитарную направленность.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Грамотейка» по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного
возраста предназначена для работы с детьми в возрасте 5-6 лет (старшая группа
– первый год обучения) и 6-7 лет (подготовительная группа – второй год
обучения), учитывает потребности и возможности детей, посещающих ДОУ
Нормативно-правовое обеспечение программы
Дополнительная общеразвивающая программа разработана в
соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации";
- Государственная программа Российской Федерации «Развитие
образования» на 2018-2025гг., утвержденная постановлением Правительства
Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1642;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 №
996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка», протокол заседания
проектного комитета по национальному проекту «Образование» от 07 декабря
2018 года № 3,
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 года № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28
сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"";
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ
(включая
разноуровневые
программы),
изложенные в приложении к Письму Министерства образования и науки РФ от
18.11.15 № 09-3242 «О направлении информации»;
- Закон Кемеровской области – Кузбасса «Об образовании» от 03.07.2013
№ 86-ОЗ, в редакции от 04.02.2021 № 13-ОЗ;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от
05.04.2019 № 740 «Об утверждении Правил персонифицированного
финансирования дополнительного образования детей»;
- Региональные и муниципальные документы по ПФДО,
- Устав и локальные нормативные акты МБДОУ детский сад № 8
«Рябинка».
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по
подготовке к обучению грамоте «Грамотейка» содержит все необходимые
компоненты, предусмотренные федеральным законодательством: титульный
лист, пояснительную записку, цели и задачи, содержание программы,
планируемые результаты, календарный учебный график, условия реализации
программы, формы аттестации, оценочные и методические материалы, список
литературы.
Программа соответствует требованиям к оформлению и содержанию
структурных элементов. Соблюдены требования к оформлению титульного
листа.
Актуальность программы. Подготовка к обучению грамоте ребёнка
успешно повлияет на развитие всех компонентов языковой системы ребёнка.
Главное – сделать усваемое нужным и интересным, тесно связать обучение
грамоте с актуальными потребностями ребёнка, прежде всего с игрой,
правильно дозировать объём материала, индивидуализировать темп его подачи.
Новизна дополнительной общеразвивающей программы «Грамотейка»:
индивидуальность и занимательность содержания образовательного процесса;
использование информационных компьютерных технологий в процессе подачи
образовательного материала с учётом требований ФГОС ДО;
результативная совместная творческая деятельность всех участников
образовательного процесса.
Отличительной особенностью программы являются комплексные
занятия, где присутствует единый игровой сюжет. В занятия включены разные
виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В
играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез,
представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому
составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов,
имеющих определенную звуковую структуру и т. п.). Игра по форме является
обучающей – вот в чем ценность таких занятий. Материал, предлагаемый
ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных
заданий.
Практическая значимость Программы определяется нетрадиционными
приемами работы: опорное моделирование: составление моделей слов (из
геометрических фигур), предложений (слова – иллюстрации), составление
сказок с использованием моделей букв (буквы – ассоциации), Л – лиса, В –
волк, А – автобус, Р – ракета, К-кот и т. д., выявление ассоциаций, которые
вызывают образ буквы: Д – похож на домик, Ж – схожа с жуком, О –
напоминает обруч. Модели помогают не только наглядно представить какойлибо объект, но и модифицировать его, экспериментировать с ним.
Педагогическая целесообразность
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для
духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и
профессионального самоопределения, развития познавательной активности и
творческой самореализации.
Основные принципы программы:
- принцип природосообразности (приоритет природных возможностей
ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии);
- принцип творчества: развитие фантазии, воображения, образного
мышления;
- принцип индивидуально-личностного подхода (учет индивидуальных
возможностей и способностей каждого ребенка);
- принцип сотрудничества участников образовательного процесса;
- принцип доступности обучения;
- принцип разноуровневости (выбор тематики, заданий, приемов и форм
работы в соответствии с возрастом детей).
Данная дополнительная общеобразовательная программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции
развития дополнительного образования направлена на формирование и
развитие творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.
Подготовка к обучению грамоте ребёнка успешно повлияет на развитие
всех компонентов языковой системы ребёнка. Главное – сделать усваемое
нужным и интересным, тесно связать обучение грамоте с актуальными
потребностями ребёнка, прежде всего с игрой, правильно дозировать объём
материала, индивидуализировать темп его подачи.
Адресат программы
В
реализации
данной
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программы участвуют воспитанники 5 – 7 лет, что
соответствует уровню дошкольного образования.
Объем программы
Общий объем часов – 183 часа.
Срок освоения программы
Срок освоения программы – 2 года.
Формы обучения и виды занятий:
Программа рассчитана на два года обучения для воспитанников в возрасте
от 5 до 7 лет. Создаются учебные группы численностью от 8 до13 человек.
Образовательная деятельность, организованная в рамках Программы,
осуществляется во вторую половину дня.
Начало и продолжительность учебного года по организации
непосредственной образовательной деятельности соответствует режиму работы
ДОУ. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с 15сентября по 15 мая.
Основной формой организации коррекционно-развивающей работы
является непосредственная образовательная деятельность, состоящая из
групповых занятий.
Объем программы «Грамотейка» составляет 84 часов для детей старшей
группы, 68 часов для детей подготовительной группы. НОД проводятся 2/3
(старшая/подготовительная группы) раза в неделю по 1 академическому часу.
Продолжительность одного подгруппового занятия 20-25 минут для детей
старшей группы, 25-30 минут для детей подготовительной группы
(продолжительность занятия устанавливается на основании пункта 11.10
Санитарно-эпидемиологических требований 2.4.1.3049-13, утвержденных
Главным государственным врачом Российской Федерации от 15.15.2013 № 26).
Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 3
раза в год (сентябрь, январь, май месяцы). Программой предусмотрено
календарно-тематическое и перспективное планирование: первый год обучения
для воспитанников 5-6 лет, второй год обучения для воспитанников 6-7 лет.
Режим занятий
Год
Продолжительно Периодичность в Количество
Количество
обуче сть занятия
неделю
часов в неделю часов в год
ния
1
1 часа
2 раза
2 часа
84 часов
2
1 час
2 раза
2 час
68 часов
Программа рассчитана на 2 года. Расписать режим занятий на каждый год
обучения (см. образец программы)
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: развитие всех компонентов языковой системы ребёнка
посредством подготовки к обучению грамоте.
Общие задачи программы, решение которых позволит повысить
качество и эффективность работы:
- создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию
личности и коррекции психофизических недостатков детей;
- снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом
общении;
- обучить правильному произношению, умению говорить внятно,
отчётливо, выразительно и неторопливо;
- формировать фонематический слух, навыки звукового анализа и
синтеза;
- формировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки
связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанников;
- формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
Обучение грамоте – необходимое звено в общей системе работы по
формированию правильной речи у детей. Поэтому необходима тесная
взаимосвязь между обучением грамоте, формированием правильного
произношения и развитием речи.
Задачи на I год обучения (старшая группа):
- воспитывать активное произвольное внимание к речи, умение говорить
внятно, отчётливо, выразительно и неторопливо;
- развивать артикуляционную моторику;
- формировать фонематический слух, навык звукового анализа и синтеза;
- пополнять словарный запас, развивать грамматический строй речи,
навыки связной речи в соответствии с возрастной нормой;
- сформировать понятие «буква», упражнять в работе с буквами
(закрепление графического образа буквы, чтение слогов, слов с пройденными
буквами).
Задачи на II год обучения (подготовительная группа):
- совершенствовать правильное произношение, умение говорить внятно,
отчётливо, выразительно и неторопливо;
- продолжать развивать артикуляционную моторику;
- совершенствовать фонематический слух, навык звукового анализа и
синтеза;
- активизировать словарный запас, совершенствовать грамматический
строй речи, навыки связной речи;
- формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
1.3 Учебно-тематический план
Учебно-тематический план
1 год обучения
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
Наименование
раздела, темы
Количество часов
всего
теория практика
Воспитание
слухового
восприятия.
Развитие слухового
восприятия на
неречевых звуках.
Звук [у]
Звук [а]
Звуки [а], [у]
Звук [и]
Звук [э]
Звук [о]
Звуки [а], [у], [и], [о]
Звук [ы]
Звук [п]
Звук [п`]
Звуки [п]-[п`]
Звук [т]
Итоговое занятие по
гласным звукам
2
1
Формы
аттестации/
контроля
1 Опрос
2
1
1 Опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Звук [т`]
Звуки [т]-[т`]
Звук [к]
Звук [к`]
Звуки [к]-[к`]
Звуки [п], [т], [к]
Звук [х]
Звук [х`]
Звуки [х]-[х`]
Звук [л`]
Звук [й]
Звуки [л`]-[й]
Звуки [ы]-[и]
Звук [с]
Звук [с`]
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
1
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Контрольное
практическое
задание
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Звуки [с]-[с`]
Звук [з]
Звук [з`]
Звук [з]-[з`]
Звуки [с]-[с`]-[з]-[з`]
Звук [ц]
Звуки [ц]-[с]
Звук [б]
Звук[б`]
Звуки [б]-[б`]
Звуки [б]-[П]
Звуки [б]-[п]-[б]`-[п`]
Звук [ш]
Звук [ж]
Звуки [ж]-[ш]
Звуки [с]-[ш]
Звуки [з]-[ж]
Звуки [ с]-[з]-[ш]-[ж]
Звук [л]
Звук [л`]
Звуки [л]- [л`]
Звук [р]
Звук [р`]
Звуки [р]-[р`]
Звуки [л]-[р]
Звуки [л]-[л]`-[р]-[р`]
Звук [ч]
Звук [щ]
Звуки [ч]-[щ]
ИТОГО по
программе:
1
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
3
3
1
3
2
2
3
1
2
3
1
1
3
2
2
2
2
84
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
0,5
1,5
1
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
0,5
1,5
1
1
1
1
42
0,5
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
1,5
0,5
1,5
1
1
1,5
0,5
1
1,5
0,5
0,5
1,5
1
1
1
1
42
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
2 год обучения
№ п/п
1
2
3
Наименование
раздела, темы
Формирование
представления о
звуках.
Слова-действия.
Слова-признаки.
Знакомство с
Количество часов
всего
теория практика
1
0,5
Формы
аттестации/
контроля
0,5 Опрос
1
0,5
0,5 Опрос
1
0,5
0,5 Опрос
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
предложением.
Звук [а] и буква А
Звук [у] и буква У
Звуки [ау] и буквы
АУ
Звук [и] и буква И
Звуки [п]–[п`]
Буква П
Звук [э] и буква Э
Звук [т]
Буква Т
Звуки [к]-[к`]
Буква К
Звуки [п]-[т]-[к]
Звуки [м]-[м`]
Буква М
Звук [л`]
Звуки [а], [у], [э], [и]
20
21
22
23
Звук [о] и буква О
Звуки [х]-[х`]
Буква Х
Звуки [к]-[х]-[к`]-[х`]
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
Звук [й`]
Звуки [л`]-[й`]
Звук [ы] и буква Ы
Звуки [ы]-[и]
Буква Н
Звук [с]
Буква С
Звук [с`]
Звуки [с]-[с`]
Звуки [с]-[с`] и буква
С
Звук [з]
Звук [з`]
Звуки [з]-[з`]
Буква З
Звук [б]
1
2
1
2
1
1
2
1
1
1
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Контрольное
практическое
задание
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Контрольное
практическое
задание
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
1
1
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
4
5
6
34
35
36
37
38
1
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5 Опрос
0,5 Опрос
0,5 Опрос
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
Звуки [б]-[б`]
Буква Б
Звуки [б]-[п]
Буква Я
Звуки [в]-[в`]
Буква В
Звук [д]
Звуки [д]-[д`]
Буква Д
Звуки [д]-[т]-[д`]-[т`]
Звук [г]
Звуки [г]-[г`]
Буква Г
Звуки [г]-[к`]
Звук [ш]
Звук [ш] и буква Ш
Звуки [с]-[ш]
Буква Е
Звук [л]
Звуки [л]-[л]`
Буква Л
ИТОГО по
программе:
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
2
2
1
1
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
0,5
68
34
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Опрос
Контрольное
практическое
задание
34
0,5
0,5
0,5
1
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
0,5
1
1
1
0,5
0,5
1.4 Содержание программы
Первый год обучения
1. Воспитаниеслуховоговосприятия (2ч.)
Теория
Формирование представления о звуках. В мире звуков.
Практическая работа
Развитие слухового внимания и восприятия и фонематического
восприятия
2. Развитие слухового восприятия на неречевых звуках(2ч.)
Теория
Воспитание слухового восприятия. Развитие слухового восприятия на
неречевых звуках.
Практическая работа
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Употребление форм винительного падежа существительных с предлогом
В. Согласование числительных с существительными. Закрепление
предлогов. Употребление уменьшительно-ласкательных сущ.
Звук [у](1ч.)
Теория
Узнаваниеречевыхзвуков.
Выделение ударного гласного звука из ряда других и из начала слова.
Практическая работа
Образование приставочных глаголов с приставкой у-.
Звук [а] (1ч.)
Теория
Узнавание речевых звуков. Выделение начального гласного.
Практическая работа
Употребление союза а. Составление вопросительных предложений с
союзом а.
Звуки [а], [у] (1ч.)
Теория
Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда типа АУ
Практическая работа
Образование множественного числа существительных. Составление
сравнительных предложений с союзом а и с предлогом у.
Звук [и] (1ч.)
Теория
Развитие слухового восприятия на неречевых звуках. Запоминание и
воспроизведение звукового ряда типа АУИ. Определение позиции звука.
Практическая работа
Подбор родственных слов. Договаривание предложений.
Звук [э] (1ч.)
Теория
Выделение гласного звука из ряда других звуков, в слогах и словах.
Практическая работа
Употребление указательных местоимений ЭТОТ, ЭТА, ЭТО, ЭТИ.
Подбор родственных слов к слову ЭТАЖ, ЭКСКАВАТОР. Заучивание
стихотворения наизусть с помощью игрушек и без них.
Звук [о] (1ч.)
Теория
Запоминание и воспроизведение звукового ряда типа АУИ.
Определение позиции звука.
Практическая работа
Закрепление навыка употребления сущ. мн.ч. Род.п. без предлога.
Изменениепредложенийпообразцу.
Звуки [а], [у], [и], [о] (1ч.)
Теория
Выделение гласных звуков из начала и середины слов.
Практическая работа
Употребление прилагательных. Пересказ.
10. Звук [ы] (1ч.)
Теория
Анализ слогов АУ, ИУ, ИО и др.
Обучение различению и чёткому произношению звука [ы] в слогах,
словах, предложениях.
Практическая работа
Закрепление навыка употребления существительных мн.ч. им.п.
Сочинение стихов по картинкам.
11. Звук [п] (1ч.)
Теория
Понятие «твёрдый согласный».
Практическая работа
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Определение
мета звука в слове. Составление схем слогов типа АП, ОП, УП.
12. Звук [п`](1ч.)
Теория
Понятие «мягкий согласный».
Практическая работа
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах.
Делениесловнаслоги.
13. Звуки [п]-[п`](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Выделение
ударного слога среди других слогов. Определение позиции звуков
Практическая работа
Анализ слога типа АП, ПА, АПЬ, ПЯ.
14. Звук [т] (1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах.
Практическая работа
Выделение ударного слога среди других слогов. Определение позиции
звука [т]. Анализ слога типа АТ, ТА; слова ТОП.
15. Итоговое занятие по гласным звукам(1ч.)
Теория
Слогообразующая роль гласных.
Практическая работа
Выделение гласных звуков из начала, конца и середины слов.
16. Звук [т`](1ч.)
Теория
Выделение гласных звуков из начала и середины слов.
Практическая работа
Выделение ударного слога среди других слогов. Определение позиции
звука [т`]. Анализ слога типа АТЬ, ТЯ; слова ТИК.
17. Звуки [т]-[т`](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Выделение
ударного слога среди других слогов. Определение позиции звуков
Практическая работа
Анализ слога типа АТ, ТА, АТЬ, ТЯ.
18. Звук [к] (1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Определение
позиции звука в словах. Звуковой анализ. Составление схем обратных
слогов.
Практическая работа
Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
Согласование личных местоимений с существительными. Практическое
употребление предлога К. Образование уменьшительно-ласкательных
форм существительных.
19. Звук [к`](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Определение
позиции звука в словах.
Практическая работа
Слоговой анализ. Составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК.
20. Звуки [к]-[к`](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Выделение
ударного слога среди других слогов. Определение позиции звуков
Практическая работа
Анализ слога типа АК, КА, АКЬ, КЯ.
21. Звуки [п], [т], [к] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков.
Практическая работа
Определение слогового состава. Закрепление употребления предлогов на,
под. Составление предложений по 2 предметным картинкам с
использованием предлогов НА, ПОД.
22. Звук [х] (1ч.)
Теория
Выделение звука из слов.
Практическая работа
Составление обратных слогов АХ,ОХ,УХ. Образование существительных
женского рода с помощью суффикса -их-.
23. Звук [х`](1ч.)
Теория
Преобразование деформированной фразы.
Практическая работа
Составление схем слогов типа ХА, ХИ. Анализ обратного слога типа УХ.
Определениепозициизвуков.Определениеслоговогосостава.
24. Звуки [х]-[х`](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Выделение
ударного слога среди других слогов. Определение позиции звуков
Практическая работа
Анализ слога типа АХ, ХА, АХЬ, ХЯ.
25. Звук [л`](1ч.)
Теория
Различение звука на слух и в произношении. Закрепление понятия мягкие
согласные.
Практическая работа
Согласование существительных с глаголом.прошедшего времени.
Образование существительных с помощью суффикса -тель-.
Пересказтекста «Алёна и Поля»покартине.
26. Звук [й] (1ч.)
Теория
Повелительное наклонение глаголов. Подбор определений. Составление
предложений по опорным словам
Практическая работа
Определение слогового состава слов. Составление схемы слова типа
ПОЙ.
27. Звуки [л`]-[й] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух.
Практическая работа
Определение наличия данных звуков в слове и их позиции.
28. Звуки [ы]-[и] (1ч.)
Теория
Преобразование слогов и слов. Дифференциация звуков на слух.
Мягкость согласных.
Практическая работа
Составление схем слов типа ДЫМ, КИТ. Составление предложений по
индивидуальным картинкам.
29. Звук [с] (2ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков. Нахождение звука в слове.
Определение позиции звука
Практическая работа
Звуковой анализ и синтез слов типа СУП. Образование относительных
прилагательных. Практическое усвоение предложно-падежных
конструкций.
30. Звук [с`] (2ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков. Нахождение звука в слове.
Определение позиции звука
Практическая работа
Составление схемы слов типа ГУСЬ. Звуко-слоговой анализ и синтез.
Определение места звука в слове.
31. Звуки [с]-[с`](1ч.)
Теория
Составлениесложныхслов.
Практическая работа
Дифференциация звуков на слух. Синтез слогов на слух. Определение
позиции звука. Составление рассказа по картине «Саша и снеговик».
32. Звук [з] (2ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков. Нахождение в слове.
Практическая работа
Определение места звука в слове. Анализ и синтез слогов типа ЗА, ЗО,
ЗУ, слов типа ТАЗЫ. Употреблениеглагола ЗВОНИТЬ.
33. Звук [ з`](1ч.)
Теория
Определение первого звука в слове.
Практическая работа
Пересказ текста цепной организации «Зина и Зяблик».
34. Звук [з]-[з`](1ч.)
Теория
Выделение звуков из слов. Дифференциация звуков.
Практическая работа
Звуко-слоговой анализ слова ЗИМА.
35. Звуки [с]-[с`]-[з]-[з`](1ч.)
Теория
Выделение звуков из слов. Дифференциация звуков. Дифференциация
понятий «слог», «слово».
Практическая работа
Звуковой анализ слова ЛИСА.
36. Звук [ц] (2ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, из слогов и из слов. Определение
позиции звука [ц] в словах.
Практическая работа
Слоговой анализ слова типа ЦЫПА. Пересказ текста «Курица и кольцо»
по картинкам.
37. Звуки [ц]-[с] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слухи в произношении. Синтез слогов.
Практическая работа
Звуко-слоговой анализ. Образование существительных женского рода с
суффиксом -ниц-.
38. Звук [б] (1ч.)
Теория
Выделение звука из ряда других звуков, слогов и слов.
Практическая работа
Деление слов на слоги. Определение позиции звука. Составление схем
слов.
39. Звук[б`](1ч.)
Теория
Выделение первого звука в слове. Выделение звука в ряде других звуков,
слогов и слов.
Практическая работа
Анализ прямых слогов типа БИ, БА, БУ и слов типа БИМ, БОМ.
40. Звуки [б]-[б`](1ч.)
Теория
УпотреблениепредлоговНА, В.
Практическая работа
ЗвуковойанализтипаБУМ
41. Звуки [б]-[п] (1ч.)
Теория
Усвоение приставочных глаголов.Падежное управление
Практическая работа
ЗвуковойанализсловтипаПОНИ
42. Звуки [б]-[п]-[б]`-[п`](1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух.
Практическая работа
Преобразование слогов. Нахождение звука в слове. Определение позиции
звука.
43. Звук [ш] (3ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков и словах.
Практическая работа
Преобразование слогов. Определение слогового состава слов.
Определение схемы к словам. Определение позиции звука. Звукослоговой анализ слов типа МАША, КАША. Составление схем слов.
Анализ и синтез слова ШУМ. Образование уменьшительно-ласкательной
формы существительных. Образование существительных с суффиксом ш-.
44. Звук [ж] (3ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков, слогов и слов. Выделение первого
звука в словах.
Практическая работа
Звуко-слоговой анализ слова типа ЖУК, ЖАБА.
Образованиесравнительнойстепенинаречий.
45. Звуки [ж]-[ш] (1ч.)
Теория
Составление предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО.
Практическая работа
Произношение звуков во фразах (ответы на вопросы).
46. Звуки [с]-[ш] (3ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух. Дифференциация звуков слогах, словах
и в предложениях.
Практическая работа
Выделение первого и последнего звука в словах.Определение позиции
звука в слове. Деление слов на слоги.Звуковой анализ слов ДУШ, СЫР.
Образовние существительных с суффиксом –ист-.
47. Звуки [з]-[ж] (2ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух.
Практическая работа
Предлог МЕЖДУ. Подбор существительных к прилагательному
48. Звуки [ с]-[з]-[ш]-[ж] (2ч.)
Теория
Дифференциация звуков в словах.
Практическая работа
Определение места звука в слове. Дифференциация звуков в текстах.
Подбор рифм. ПредлогиЗА, ИЗ-ЗА, ПОД, ИЗ,С
49. Звук [л] (3ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков и слогов.
Практическая работа
Звуковой анализ слов типа ЛОСИ, ВОЛК, СЛОН, ГОЛУБИ.
50. Звук [л`](1ч.)
Теория
Выделение на слух и в произношении
Практическая работа
Согласование сущ. с глаголами прошедшего времени.
51. Звуки [л]-[л`] (2ч.)
Теория
Различение звуков на слух и в произношении
Практическая работа
Звуковой анализ и синтез слов типа ЛОСЬ, ЛИСТ, ПИЛА, ПИЛИ.
52. Звук [р] (3ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков и слогов.
Практическая работа
Подбор родственных слов. Согласование прилагательных с
существительными в роде. Практическое усвоение винительного падежа
без предлога. Употребление существительных в косвенных падежах.
53. Звук [р`](1ч.)
Теория
Выделение звука на слух и в произношении
Практическая работа
Образование относительных прилагательных от существительных.
54. Звуки [р]-[р`](1ч.)
Теория
Анализ прямых слогов РА-РЯ
Практическая работа
Употребление приставочных глаголов. Составление предложений с
приставочными глаголами
55. Звуки [л]-[р] (3ч.)
Теория
Анализ и синтез прямых и обратных слогов (АЛ-ЛА, ОР-РО, ЛАРАЛОРО)
Практическая работа
Употребление предлогов. Подбор слов с противоположным значением.
Образованиеглаголовотсуществительных.
56. Звуки [л]-[л]`-[р]-[р`] (2ч.)
Теория
Создание проблемной ситуации.
Практическая работа
Анализ и синтез односложных слов (ЛАК – РАК, СТОЛ – СТУЛ)
Пересказ текста «Лекарство»
57. Звук [ч] (2ч.)
Теория
Выделение звука на слух и в произношении
Практическая работа
Образование уменьшительных форм существительных.
58. Звук [щ] (2ч.)
Теория
Выделение звука на слух и в произношении
Практическая работа
Употребление винительного падежа существительных. Образование
существительных в родительном падеже. Преобразование
деформированного текста. Составление предложений по опорным
предметам.
59. Звуки [ч]-[щ](2ч.)
Теория
Анализ и синтез обратных слогов АЧ-АЩ
Практическая работа
Анализ и синтез слов ПЛАЧ – ПЛАЩ.
Второй год обучения
1. Формирование представления о звуках. В мире звуков. (1ч.)
Теория
Формирование представления о звуках. В мире звуков.
Практическая работа
Подбор прилагательных к существительным. Объяснение отгадок к
загадкам.
2. Знакомство со словом. Слова-действия. Слова-признаки. (1ч.)
Теория
Знакомство со словами-действиями и словами признаками.
Практическая работа
Согласование числительных с существительными. Употребление
существительных множественного числа творительного падежа.
Составление описательных загадок.
3. Знакомство с предложением.(1ч.)
Теория
Знакомство с предложением
Практическая работа
Образование уменьшительной формы существительных. Образование
сравнительной степени прилагательных. Сравнивание овощей.
4. Звук [а]. Буква А. (1ч.)
Теория
Выделение звука [а] из ряда гласных; из обратных слогов; из слов.
Знакомство с буквой А.
Практическая работа
Составление буквы из двух частей. Употребление существительных в
косвенных падежах.Составление предложений с союзом а.
5. Звук [у]. Буква У. (1ч.)
Теория
Выделение [у] от прочих гласных. Знакомство с буквой У.
Практическая работа
Зачёркивание неправильных букв. Практическое применение предлога У.
Образование прилагательных. Образование глаголов с приставкой у-.
Составление предложений с предлогом У.
6. Звуки [а], [у]. Буквы А, У. (1ч.)
Теория
Анализ ряда типа АУ, АУИ
Практическая работа
Чтение АУ, выкладывание схемы, букв, печатание. Определение
принадлежности рода имени существительного по индивидуальным
картинкам. Игра «Закончи предложение»
7. Звук [и]. Буква И. (1ч.)
Теория
Выделение [и] от прочих гласных. Знакомство с буквой И.
Практическая работа
Анализ ряда типа ИУ, ИАУ. Чтение ИУ, выкладывание схемы, печатание.
Складывание буквы из счётных палочек. Составление предложений по
картине (на доске) с союзом и.
8. Звуки [п] – [п`] (1ч.)
Теория
Различение звуков на слух и с произношении
Практическая работа
Звуковой анализ обратных слогов. Чтение звуковых сочетаний.
Выкладывание схемы слога АП. Образование глагола с приставками ПО-,
ПЕРЕ-, ПОД-. Составление предложений с предлогом ПОД.
9. Буква П (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой П.
Практическая работа
Определение позиции звука в словах. Анализ слога типа АП. Письмо,
чтение прямых и обратных слогов, слов. Выкладывание буквы из
палочек. Употребление и дифференциация предлогов ПОД – ПО.
Составление предложений с предлогом ПО.
10. Звук [э] (1ч.)
Теория
Выделение [э] от прочих гласных
Практическая работа
Выделение гласного звука[э] из ряда гласных. Анализ звуковых
сочетаний типа АЭ, ЭУА. Выкладывание схем. Чтение звукокомплексов.
Печатание на доске. Согласование местоимений ЭТА, ЭТОТ, ЭТО, ЭТИ с
существительными. Задавать вопросы к одушевлённым и
неодушевлённым предметам и отвечать на них. Составление
предложений с местоимением ЭТО.
11. Звук [т] (1ч.)
Теория
Различение на слух звуков Т-Д-К
Практическая работа
Выделение на слух из слов. Звуковой анализ обратных слогов. Чтение и
преобразование обратных слогов. Согласование количественных
числительных 1, 2, 5 в именительном и винительном падежах с
существительными. Договаривание предложений сочетанием
количественных числительных + существительных.
12. Буква Т. (1ч.)
Теория
Определение позиции звука в слове. Выделение звука из слов.
Практическая работа
Чтение слогов. Печатание на доске. Подбор глаголов к существительным.
Выкладывание схемы предложения из стихотворения
13. Звуки [к]-[к`](1ч.)
Теория
Выделение звуков среди других звуков, в слогах и словах. Различение
звуков. Выделение ударного слога среди других слогов. Определение
позиции звуков
Практическая работа
Образование названий детёнышей животных и птиц. Употребление
существительных единственного числа родительного падежа без
предлога. Составление предложений по образцу по картинкам (с доски)
14. Буква К. (1ч.)
Теория
Различение звуков на слух.
Практическая работа
Определение слогового состава. Выделение начального и конечного
согласного звука. Выкладывание, преобразование, письмо, чтение
обратных слогов типа АК. Чтение слов. Преобразование слов.
Складывание из палочек буквы К. Согласование числительных с
существительными. Употребление существительных единственного
числа дательного падежа с предлогом К. Составление предложений с
предлогом К по картинкам.
15. Звуки [п] – [т] - [к] (1ч.)
Теория
Выделение звуков из слов. Звуковой анализ прямых слогов.
Практическая работа
Выкладывание, преобразование, письмо, чтение слогов типа АП, АТ, АК.
Складывание и чтение прямых слогов типа ПА, ТА, КА. Узнавание
буквы на ощупь. Образование уменьшительной формы существительных.
Образ сравнительной степени прилагательных. Составление предложений
с предлогами.
16. Звуки [м] – [м`](1ч.)
Теория
Различение звуков на слух и в произношении. Определение позиции
звука
Практическая работа
Звуковой анализ слов типа ПУМА, МАК. Употребление притяжательных
местоимений МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ. Упражнения
сдеформированнойфразой.
17. Буква М (1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах. Определение
позиции звуков
Практическая работа
Преобразование слов, чтение, составление из букв разрезной азбуки.
Складывание из палочек буквы М. Употребление разных словоформ в
разных падежах и числах. Пересказ сказки по опорным словам.
18. Звук [л`] (2ч.)
Теория
Выделение звука из слов. Определение позиции звука. Воспроизведение
слогов с изменением ритмического рисунка. Звуковой анализ и синтез
обратных слогов.
Практическая работа
Согласование существительных с глаголами прошедшего и настоящего
времени. Образование существительных с помощью суффикса -тель-.
Составление предложений с помощью вопросов. Употребление
существительных в косвенных падежах. Употребление многозначных
существительных. Образование относительных прилагательных.
Составление коллективного рассказа «Прогулка в лес».
19. Звуки [а] – [у] – [э] – [и] (1ч.)
Теория
Выделение звуков из начала, середины и конца слов.
Анализ и синтез прямых слогов.
Практическая работа
Чтение прямых слогов. Узнавание буквы на ощупь. Образование
относительных прилагательных. Составление предложений с
относительными прилагательными.
20. Звук [о]. Буква О. (1ч.)
Теория
Выделение [о] от прочих гласных . Определение позиции звука.
Практическая работа
Выделение гласного из положения между согласными. Письмо.
Начертание буквы на спине соседа. Употребление существительных
родительного падежа единственного и множественного числа.
Составление предложений по индивидуальным картинкам.
21. Звуки [х] – [х`](1ч.)
Теория
Дифференциация звуков.
Практическая работа
Анализ и синтез прямых и обратных слогов и слов. Определение позиции
звука. Подбор родственных слов. Составление предложений с
предложенными словами.
22. Буква Х. (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой Х.
Практическая работа
Определение позиции звука. Составление схем слов. Письмо. Чтение.
Преобразование прямых и обратных слогов, чтение слогов типа АХ, ОХ,
ИХ.
23. Звуки [к] – [х] – [к`] – [х`](1ч.)
Теория
Различение звуков на слух и в произношении
Практическая работа
Чтение слогов. Воспроизведение слоговых рядов. Определение позиции
звука в слове. Чтение слогов. Согласование существительных с
числительными. Договаривание предложений с количественными
числительными.
24. Звук [й`](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах.
Практическая работа
Выделение гласных из середины слова. Определение места звука в слове.
Деление слов на слоги. Коллективное составление схемы слова ПОЙ.
Преобразование существительных множественного числа в единственном
числе.Составление предложений из слов.
25. Звуки [л`] – [й`] (2ч.)
Теория
Различение звуков на слух и в произношении. Закрепление понятия
мягкие согласные.
Практическая работа
Составление схем слов ДАЛЬ – ДАЙ. Чтение. Составление
словосочетаний с притяжательными местоимениями МОЙ, МОЯ.
Преобразование глаголов повелительного наклонения глаголов
настоящего времени 1лица. Заучивание скороговорки.
26. Звук [ы]. Буква Ы. (1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, в слогах и словах.
Практическая работа
Анализ и синтез слогов. Обведение контура буквы. Печатание на доске.
Множественное и единственное число существительных. Составление
предложений с местоимением ВЫ.
27. Звуки [ы] – [и] (2ч.)
Теория
Звуки, придающие твёрдость и мягкость впередистоящим согласным.
Практическая работа
Составление схем слов типа КИТ, ТИК, ПЫЛ, ПИЛ. Преобразование
слов. Чтение слогов типа МИ, МЫ. Множественное и единственное
число существительных. Договаривание предложений в прошедшем
времени.
28. Буква Н (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух. Мягкость и твёрдость согласных.
Практическая работа
Определение позиции звука в слове. Деление слов на слоги. Составление
слов из разрезной азбуки. Чтение слогов и слов. Преобразование слогов и
слов. Предлоги НА, НАД. Составление предложений с предлогами
29. Звук [с] (1ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков. Нахождение звука в слове.
Определение позиции звука.
Практическая работа
Анализ слога СУ, слова СУП. Составление схемы слова СУП.
Согласование прилагательных с существительных мужского и женского
рода. Образование профессий с помощью суффикса -ИСТ-.
Договаривание предложений с их последующим произнесением
полностью.
30. Буква С (2ч.)
Теория
Знакомство с буквой С.
Практическая работа
Определение слогового состава слова. Определение позиции звука.
Звуковой анализ слов типа СУК, СУП, СОК, НОС. Чтение слогов типа
СОК. Чтение обратных и прямых слогов. Согласование прилагательных с
существительными мужского и женского рода. Употребление предлога
С. Составление предложений по индивидуальным картинкам с предлогом
С.
31. Звук [с`](1ч.)
Теория
Выделение звука в ряде других звуков. Нахождение в слове.
Практическая работа
Определение места звука в слове. Составление схем слов. Разгадывание
ребусов. Образование возвратной формы глагола. Согласование
числительных с существительными. Образование уменьшительноласкательных существительных. Образование прилагательных от
существительных. Составление предложений по индивидуальным
картинкам.
32. Звуки [с] – [с`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков.
Практическая работа
Определение позиции звука. Чтение слов. Образование сложных слов.
Образование творительного падежа имени существительного.
Употребление предлогов. Согласование глаголов с существительными.
Составление предложений со словомПОЖАЛУЙСТА.
33. Звуки [с] – [с`]. Буква С. (1ч.)
Теория
Звукобуквенный и слоговой анализ предложения.
Практическая работа
Деление слов на слоги. Работа с разрезными азбуками. Анализ и синтез
предложений. Печатание буквы. Образование относительных
прилагательных. Практическое употребление предлога С. Составление
предложение с предлогом С.
34. Звук [з](1ч.)
Теория
Выделение звуков из ряда других звуков, слогов и слов.
Практическая работа
Определение места звука в слове. Деление слов на слоги. Звуко-слоговой
анализ слов. Составление схем слов. Выполнение инструкции с
предлогами ЗА, ИЗ-ЗА. Составление предложений по демонстрации
действий. Составление предложений из данных слов.
35. Звук [з`](1ч.)
Теория
Выделение звуков из ряда других звуков, слогов и слов.
Практическая работа
Звуко-слоговой анализ и синтез слов. Подбор родственных слов.
Согласование прилагательных с существительными. Пересказ текста.
36. Звуки [з] – [з`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Практическая работа
Деление слов на слоги. Звуковой анализ слова. Составление схем слов.
Употребление предлогов ЗА, ИЗ-ЗА. Составление предложений с
предлогами ЗА, ИЗ-ЗА.
37. Буква З. (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой З.
Практическая работа
Письмо. Чтение. Образование существительных родительного падежа
множественного числа. Подбор родственных слов.Упражнение в подборе
предлогов в предложениях.
38. Звук [б] (1ч.)
Теория
Выделение звука из ряда других звуков, слогов и слов.
Практическая работа
Определение мета звука в словах. Деление слов на слоги. Выделение
ударного слога. Звуковой анализ слов. Составление схем слов. Чтение
слов. Употребление существительных множественного числа
родительного падежа. Распространение предложений с помощью
вопросов.
39. Звуки [б] – [б`](1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении.
Практическая работа
Деление слов на слоги. Употребление уменьшительной формы
прилагательных и существительных. Составление предложений по
индивидуальным картинкам. Распространение предложений.
40. Буква Б. (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой
Практическая работа
Чтение слов. Печатание слов. Чтение предложений. Разгадывание
ребусов. Практическое употребление союза ЕСЛИ БЫ. Закончить
предложения по заданному началу. Составление предложений со
сложным союзом ЕСЛИ БЫ.
41. Звуки [б]-[п](1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Практическая работа
Преобразование слогов. Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов.
Закрепление предлогов ПОД, ИЗ-ПОД. Преобразование
существительных единственного числа именительного падежа во
множественном числе. Составление предложений с предлогами ПОД,
ИЗ-ПОД.
42. Буква Я (2ч.)
Теория
Знакомство с буквой.
Практическая работа
Мягкие и твёрдые согласные. Анализ слогов СЫ, СИ. Выделение
ударного слога. Чтение слогов типа СА – СЯ. Печатание слов типа МЯЛ,
МЯСО, НЯНЯ. Чтение предложений. Чтение слогов, слов и
предложений. Преобразование слов. Разгадывание ребусов.
Соспоставление глаголов единственного числа 1 и 2 лица настоящего
времени. Большая буква в начале предложения. Точка в конце
предложения. Раздельное написание слов. Ответы на вопросы. Чтение и
пересказ прочитанного текста.
43. Звуки [в] – [в`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении.
Практическая работа
Деление слов на слоги. Звуковой анализ слов. Составление схем слов.
Употребление предлога В. Распространение предложений по вопросам.
44. Буква В. (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой
Практическая работа
Выкладывание схемы слова. Печатание. Чтение слов и предложений.
Разгадывание ребусов. Подбор определений к существительному. Подбор
глаголов с приставками в-, во-, вы-. Составление предложений с
приставочными глаголами.
45. Звук [д](1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков и слогов.
Практическая работа
Определение мета звука в слове. Определение слогового состава слов.
Выделение ударного слога. Звуко-слоговой анализ слов. Составление
схем слов. Чтение слов типа ДОМ, ДЫМ, ДУБ, ДУБЫ. Употребление
предлога ДО. Составление предложений по картинкам с предлогом ДО.
46. Звуки [д]-[д`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух.
Практическая работа
Определение позиции звука. Преобразование слогов. Определение
слогового состава слова. Составление схем слов. Употребление
существительных в косвенных падежах. Заучивание скороговорки.
47. Буква Д. (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой.
Практическая работа
Чтение слов и предложений. Печатание. Составление слов из слогов.
Образование будущего сложного времени глагола со словом БУДУ.
Отгадывание загадок.
48. Звуки [д] – [т] – [д`] – [т`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении.
Практическая работа
Составление схем слов. Словообразование существительных,
обозначающих людей по их занятиям. Составление предложений из
данных слов. Закончить предложение недостающим словом с предлогом.
49. Звук [г](1ч.)
Теория
Выделение на слух и в произношении. Определение звонких и глухих
согласных.
Практическая работа
Определение слогового состава слов. Выделение ударного слога.
Составление схем слов. Подбор антонимов. Ответы на вопросы, чтобы в
ответе было слово со звуком [г].
50. Звуки [г]-[г`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении.
Практическая работа
Преобразование слогов. Определение слогового состава слов. Выделение
ударного слога. Составление схем слов. Употребление количественных
числительных 1,2,5 с существительными в косвенных падежах.
Договаривание предложений.
51. Буква Г. (1ч.)
Теория
Знакомство с буквой
Практическая работа Слоговой анализ слов. Выделение ударного слога.
Чтение слов типа ГУСИ, НОГИ, ГУБЫ. Чтение предложений. Решение
ребусов. Зрительный диктант. Образование родительного падежа
существительных множественного числа. Чтение предложений с
пропущенными буквами.
52. Звуки [г] – [к] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении. Звонкие и глухие
согласные.
Практическая работа
Преобразование слогов и слов. Анализ слогов и слов со звуками [г],[к].
Употребление количественных числительных с существительными в
косвенных падежах. Согласование прилагательных с существительными.
Составление предложений с приставочными глаголами. Договаривание
предложений.
53. Звук [ш](2ч.)
Теория
Выделение на слух и в произношении.
Практическая работа
Составление схем слов. Анализ слов типа МЫШКА. Определение
позиции звука. Чтение слов и предложений. Печатание буквы.
Преобразование слов. Решение ребусов. Выкладывание буквы Ш из
счётных палочек. Словообразование существительных, обозначающих
детёнышей животных. Спряжение глагола в настоящем времени. Подбор
признаков и действий к предмету. Образование уменьшительноласкательной формы существительных. Употребление существительных
родительного падежа множественного числа. Образование
относительных прилагательных. Образование названий профессий.
Образование превосходной степени прилагательных. Составление
рассказа по сюжетной картинке на основе опорных слов. Составление
предложений с союзом ПОТОМУ ЧТО. Чтение предложений и
нахождение в них предлога.
54. Звук[ш]. Буква Ш. (1ч.)
Теория
Выделение звука среди других звуков, слогов и слов. Знакомство с
буквой Ш.
Практическая работа
Определение позиции звуков в словах. Составление схем слов. Звукослоговой анализ слов с выделением ударного слога. Чтение слов.
Приставочные глаголы со словом ШЁЛ.
55. Звуки [с]-[ш] (2ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении.
Практическая работа
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
Образование названий профессий с помощью суффикса -ист-. Спряжение
глаголов в наст времени. Составление сложно-сочинённых предложений
с придаточным причины.
56. Буква Е (2ч.)
Теория
Знакомство с буквой. Дифференциация на слух Е и И.
Практическая работа
Преобразование слогов. Чтение слогов и слов коллективно и
индивидуально. Печатание на доске. Печатание пальцем на спине соседа.
Употребление союза ЕСЛИ. Образование приставочных глаголов к
глаголу ЕСТЬ. Придумывание концовки к рассказу. Чтение и анализ
предложений.
57. Звук [л] (2ч.)
Теория
Выделение звука на слух и в произношении
Практическая работа
Анализ слов типа ПАЛКА, ПОЛКА. Согласование числительных с
существительными и прилагательными БЕЛЫЙ, ГОЛУБОЙ.
Образование родительного падежа множественного числа
существительных. Составление рассказа из отдельных предложений с
последующим заучиванием наизусть. Распространение предложений с
помощью вопросов.
58. Звуки [л] – [л`] (1ч.)
Теория
Дифференциация звуков на слух и в произношении
Практическая работа
Подбор картинок к схемам ЛЕС, ПОЛЕ, БЕЛКА, ЛАНДЫШ.
Образование притяжательных прилагательных. Пересказ короткого
рассказа по картине.
59. Буква Л(1ч.)
Теория
Знакомство с буквой
Практическая работа
Анализ и синтез слов типа БЕЛКА, ЛИСА, ВОЛК, ЛУК, ЛУША,
ВОЛОСЫ. Печатание предложений с доски. Упражнения с разрезной
азбукой. Образование родительного падежа существительных
множественного числа. Настоящее и прошедшее время глаголов. Чтение
предложений с пропущенными буквами. Составление предложений по
картинке.
1.5 Планируемые результаты обучения по программе:
Результаты реализации программы соответствуют ее цели, задачам и
содержанию. Данная образовательная программа не нацелена на достижение
предметных результатов основной образовательной программы дошкольного
образования, предусмотренных федеральным государственным
образовательным стандартом. Основным результатом реализации программы
являются следующие компетенции:
В сфере предметных результатов учащиеся 1 года обучения будут:
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука
в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетноролевой игре, пересказе, чтении стихов.
В сфере предметных результатов учащиеся 2 года обучения будут:
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой
звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
читать и правильно понимать прочитанное в пределах изученной
программы;
отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы
к текстам и пересказывать их;
выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного
слогового состава, предложения с применением всех усвоенных
правил правописания.
РАЗДЕЛ 2 КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
2.1УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое и информационно-методическое
обеспечение программы
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Наименование
Учительский стол
Учительский стул
Книжный шкаф
Шкаф для пособий
Навесные полки с играми
Столы полукруглые
Стулья детские
Стол для индивидуальных
занятий
Зеркало
Шкафчик с пособиями для
индивидуальных занятий
Магнитофон
Ковёр
Люстра
Тюль
Гардина
Настольная лампа
Марка,
заводской номер
Количество
Примечан
ия
1
1
1
1
2
2
14
1
1
1
Panasonic
1
1
1
1
1
1
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ДЛЯ ДИАГНОСТИКИ
№
Наименование
п/п
1.
«Почтовый ящик»
2.
Альбом для диагностики
речевого развития
дошкольников
3.
Пирамидки
разноцветные
4.
Матрёшки-вкладыши
5.
Альбом для логопеда
Автор, год
издания
Самоизготовление
Количество
Примечания
1
1
1
Иншакова О.Б.
М.: «Владос»,
2005. -279.
1
1
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
№
п/п
1.
Наименование
Фишки (красные,
зелёные, синие)
Автор, год
издания
Количество
70 штук
Примечания
2.
3.
4.
5.
Карточки (положение
звука в слове)
Подносы для
раздаточного
материала
Счётные палочки
Разрезная азбука
маленькая
Самоизготовление
15 штук
20 штук
Самоизготовление
8 наборов
1
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
развитие зрительного внимания,
памяти, мышления,
ориентировки во времени
№ п/п
1.
4.
Наименование
Развивающая мозаика
«Поварёнок»
Развивающая мозаика «Чудоозеро»
Разрезные картинки
различной конфигурации
Кубики
5.
Д/игра «Сложи узор»
6.
Картинки на пружинке
«Весёлые цвета»»
7.
Аудиокассета
Владимир Шаинский
Д/игра «Четвёртый лишний»
Д/игра «Кто спрятался на
картинках»
Д/игра «Найди отличия»
Лото
Домино «Ягоды»
Домино «Зверята»
Всё наоборот
Д/игра «Машинки и колёса»
Д/игра «Что сначала, что
потом»
2.
3.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
Д/игра «Времена года»
Д/игра «Времена года и
погода»
Д/игра «Разноцветные
цепочки»
Д/игра «Кто старше»
Д/игра «Маленький и
большой»
Д/игра «Сложи предметы
Автор, год издания
«ИПК ПОЛИТОН»
ЗАО Сенкт-петербург
«ИПК ПОЛИТОН»
ЗАО Сенкт-петербург
Самоизготовление
ООО «игрушечный
Рай», Москва
ООО «Корвет»
Санкт-Петербург
ООО «Издательство
«Аркаим»,
г Челябинск
ООО Росмэнаудио
Количество
1
1
14 наборов
1 набор
1
1
1
Самоизготовление
1
Самоизготовление
1
1
1
1
1
1
1
Самоизготовление
ИДом Карапуз
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Нищева Н.В.
Самоизготовление
1
1
Самоизготовление
1
Самоизготовление
Самоизготовление
1
1
Самоизготовление
1
Примечания
вместе»
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ
МЕЛКОЙ И ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование
15.
16.
Шнуровка
Бусы
Пазлы
Пуговицы
Счётные палочки
Мозаика
Пирамидки
Прищепки
Трафареты
тематические
Мелкие игрушки
Большие пазлы
Пальчиковые игры
Грецкие орехи
Массажные мячи
игольчатые
Массажные мячи
Кубики в картинках
17.
18.
Физминутки
Раскраски
10.
11.
12.
13.
14.
Автор, год
издания
Самоизготовление
Химический завод
«Луч», г. Ярославль
Самоизготовление
Самоизготовление
ООО «Игрушечный
Рай», г. Москва
Самоизготовление
Количество
Примечания
11
1 набор
3 набора
1 набор
6 наборов
1
1
6 штук
14 штук
10
1 набор
1
9 штук
12 штук
Картотека
6 штук
1шт.
1
1
Картотека
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ,
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Наименование
Д/игра
«Логопедическое лото»
Д/игра «Узнай слово»
Д/игра «Брось кубик!»
Д/игра «Собери бусы»
Резиновые игрушки
Рожок
Свисток
Погремушка
Д/игра «парочки»
Автор, год издания
Количество
Самоизготовление
1
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
1
1
1
13
1
1
6
1
Самоизготовление
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Примечания
дыхание, постановка, автоматизация и дифференциация звуков
№
Наименование
п/п
1.
Д/игра «Логопедическое
лото»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
Логопедические
профили
Материал для развития
дыхания
Артикуляционная
гимнастика
Губка Боб
Логопедическая лягушка
«Квакушка»
Тетради для
автоматизации звуков
С,З,Ц, Ш,Ж, Ч,Щ, Л,ЛЬ,
Р, РЬ.
Д/игра «Улитка»
Д/игра «Кто первым
придёт к финишу»
Картотека
артикуляционных
упражнений
Картотека речевого
материала
Вертушки
Логопедические зонды
Шепталки
Скороговорки
Дразнилки
Пословицы, поговорки
Считалки
Чистоговорки
Д/игра «Ну и ослик»
Шахматная доска для
закрепления звука Л
Д/игра «Послушный
ветерок»
Шепталки
Скороговорки
Автор, год издания
Количество
Примечания
ООО «Десятое
Королевство»,
Московская обл.,
д.Ховань
Самоизготовление
7 наборов на
разные группы
звуков
Самоизготовление
1
Картотека
Самоизготовление
1
Картотека
Самоизготовление
Самоизготовление
1 шт.
1 шт.
Кукла
Кукла
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
Артикуляционная и
пальчиковая
гимнастика: Комплекс
упражнений к
комплекту «Домашние
тетради для
закрепления
произношения звуков».
– М.: Гном – Пресс,
2000. – 16с.
14шт.
7 тетрадей на
разные группы
звуков
Самоизготовление
Самоизготовление
1
1
Самоизготовление
1
Самоизготовление
1
Профессор Рау
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
2
7
1
1
1
1
1
1
1
1
Леонова М.А.,
Крапивина Л.М.,
Москва, 1999
Самоизготовление
Самоизготовление
Картотека
Картотека
Картотека
Картотека
Картотека
Картотека
1
1
1
Картотека
Картотека
26.
27.
28.
29.
30.
Дразнилки
Пословицы и поговорки
Считалки
Чистоговорки
Д/игра «Чудо-дерево»
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Картотека
Картотека
Картотека
Картотека
1
1
1
1
1
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
№
Наименование
п/п
1.
Предметные картинки по
лексическим темам
2.
Набор сюжетных картин
3.
Набор предметных
картин
4.
Подвижные игры
5.
Многозначные глаголы
6.
Многозначные
существительные
7.
Лексический материал
8.
Предлоги
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Самоизготовление
Количество
38 коробок
1
Картотека
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
М.: Издательство ГНОМ
и Д, 2003.
Коноваленко В.В.,
Коноваленко С.В.
1
Картотека
1
Картотека
М.: Издательство ГНОМ и
Д, 2003.
Играй-ка-грамотейка
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
8
Д/игра «Кольца Луллия»
Д/игра «Полянка
родственных слов»
Д/игра «Много чего»
Д/игра «Телефон»
Д/игра «Цветиксемицветик»
Д/игра «День покупок»
Самоизготовление
Самоизготовление
13
1
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
1
1
1
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
Самоизготовление
1
17.
Д/игра «Маленькие
слова»
Карточки-символы
пространственных
Картотека
1
1
16 коробок
Д/игра «Мы построим
дом»
Примечания
Самоизготовление
Коноваленко В.В.,
2000
Новиковская О.А.,
2005г.
Филичева Т.Б.,
Соболева А.Р.
Екатеринбург. Изд-во
«АРГО»,1996.
Ткаченко Т.А. СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС,
1999.
16.
18.
Автор, год издания
Самоизготовление
5 коробок
1
1
1 набор
19.
предлогов
Д/игра «Игрушки»
20.
Д/игра «Собери семью»
21.
Д/игра «На полянке»
22.
Д/игра «За грибами»
23.
Д/игра «Овощи. Фрукты.
Ягоды»
24.
Д/игра «Кто где живёт»
25.
Секреты предлогов и
падежей
26.
27.
Д/игра «Весёлый счёт»
Д/игра «Украшаем ёлку»
28.
Д/игра «У белочки в
гостях»
Нищева Н.В. СПб:
Д/игра «Мой, моя, моё,
Детство-пресс, 2003.
мои»
Предметы определённого
цвета
29.
30.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
1
Издательство
«У-Фактория» серия
«Весёлые уроки»
1
1
1
1
1
Новиковская О.А.
Учебнопрактическое
пособие
1
1
1
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
Нищева Н.В. СПб:
Детство-пресс, 2003.
1
1
1 коробка
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ
И ПРОФИЛАКТИКЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
№ п/п
Наименование
1.
Картинки на пружинке
«Первые слова»
2.
Д/игра «Делим слова на
слоги»
Д/игра «Звонкий/глухой
3.
4.
5.
Касса букв магнитная
Видеокассеты «Домашний
логопед»
6.
Развивающая игра «Ребусы»
7.
Аудиокассеты
Автор, год
издания
ООО «Издательство
«Аркаим», г
Челябинск
ЧП Бурдина С.В.,
г.Киров
ЧП Бурдина С.В.,
г.Киров
Телекомпания Видео
для дома. СанктПетербург
ООО «Русский стиль
Подмосковья»,
Московская область, г.
Хотьково.
Волина В.
Количество
1
1
1
1
3
1
5
Примеча
ния
«занимательная азбука»
10.
11.
Карточки-слова для чтения
Карточки-слова с
пропущенными буквами
Карточки со слогами
Д/игра «Паровозик»
12.
13.
14.
15.
Д/игра «Цепочка»
Д/игра «Азбука в картинках»
Д/игра «Играй-ка»
Д/игра «Собери цветок»
8.
9.
Издательство детских
образовательных
программ «Весть
ТДА», Москва
Самоизготовление
Самоизготовление
Самоизготовление
Вохринцева С.,
Издательство «Страна
фантазий»
Самоизготовление
Самоизготовление
Нищева Н.В.
Самоизготовление
9 наборов
2 набора
9 наборов
1
1
8
1
Информационное обеспечение
Учебная литература
Методические рекомендации
Интернет-ресурсы.
Журналы.
Слайдовые презентации по темам
2.2 ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Формы подведения итогов обучения по программе:
Контроль знаний, умений и навыков детей (диагностика) проводится 3
раза в год (сентябрь, январь, май месяцы).
Формами проведения текущего контроля успеваемости являются: опрос,
задание.
Мониторинг отслеживания результативности проводится
в форме
составления карты оценки результатов освоения программы.
2.3 ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики учителемлогопедом разработана «Речевая карта-дневник для детей 5 до 7 лет
1.АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ АППАРАТ
Пробы
I Исследование движения языка
1. Положить широкий язык на нижнюю губу.
2. Спокойно удерживать широкий язык на
нижней губе под счёт до 5.
3.Поднять кончик языка к верхним зубам,
подержать под счёт от 1 до 5 и опустить к
нижним зубам.
4.Перевести кончик языка поочерёдно из
правого угла в левый угол, касаясь губ.
Движения языка вперёд-назад (высовывание
языка «жалом»)
5 – 6 лет
Н С
К
6 – 7 лет
Н С
К
II Исследование движений губ
1. Растянуть губы в улыбке, обнажая резцы.
2. Сомкнуть губы, вытянуть вперёд трубочкой.
3. Переключить губы из положения в «улыбке»
на положение вытянутые «трубочкой».
4. Произнеси звук [У] без зрительной опоры и
определи, какое движение совершают губы.
5. Определить по беззвучной артикуляции
логопеда [У] или [И].
III Исследование нижней челюсти
1. Рот широко открыть, закрыть.
2. Подвигать нижней челюстью из стороны в
сторону.
IV Саливация
(норма, повышенная)
V Исследование мягкого нёба
1. Поднимание нёбной занавески при
энергичном произнесении звука [А].
2. Посмотреть наличие или отсутствие утечки
воздуха через нос при произнесении гласных
звуков.
3. Посмотреть наличие или отсутствие
глоточного рефлекса (появление рвотных
движений при лёгком прикосновении
шпателя к мягкому нёбу).
4. Наличие или отсутствие сглаженности
носогубных складок.
Оценка
2.ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ
Показатели
1.
Разборчивость
(смазанная,
непонятная,
нормальная)
2. Темп
(быстрый,
медленный,
нормальный)
3. Ритм
(нормальный,
Н
5 – 6 лет
С
К
Н
6 – 7 лет
С
К
дисритмия)
4. Дыхание
(достаточное,
недостаточное)
5. Голос
(норма,
монотонный,
наличие
носового
оттенка)
Оценка:
5. Выделение 4.Выделе- 3. Выделение
начального
ние
конечного
согласного из конечного согласного из
слов
гласного из
слов
слов
2. Выделение нач.
ударного
гласного
из слов
1. Повторение
слогов с
оппозиционн
ыми
звуками
3.ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ,
НАВЫКИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА
Работа со
5 – 6 лет
6 – 7 лет
словами
Н
К
Н
К
ба – па – ба
са – ша – са
да – та – да
жа – ша – жа
га – ка – га
са – ца – са
за – са – за
ча – тя – ча
та – тя – та
ла – ля – ла
облако
иглы
аист
удочка
облако
иглы
аист
удочка
кот
жук
автобус
дом
шар
стул
пила
грибы
кенгуру
кольцо
очки
танк
коза
санки
ракета
мышь
ландыш
7.Определе 6. Слова-паронимы
ние звука в
ряду
других
шар – жар
лук – люк
софа – сова
мышка –
мишка
кот – год
хор – хорь
Хлопни в
ладоши, если
услышишь
заданный звук
9.Прид
умыва
ние
слов с
заданнымзв.
8.Отбо
р
картинок с
заданнымзв.
крыса –
крыша
бочка – почка
коза – коса
рожки –
ложки
дрова –
трава
Хлопни в
ладоши, если
услышишь
заданный
звук
Оценка
4. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Звуки
Свистящие, [ц]
Шипящие, [ч]
Звуки [л] [л`]
Звуки [р] [р`]
Другие звуки
5–6
6–7
5–6
6–7
Н С К Н С К Н С К Н С К
Дифференциация
звуков
Оценка
5.СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА
Возраст
Работа с предложениями.
Работа
со
слова
ми
5 – 6 лет
Н
дом
вата
веник
сумка
лопата
тортик
телефон
милиционер
велосипед
сковорода
полотенце
мотоцикл
телевизор
Лампа
упала со
стола.
Дети
слепили
снеговика.
Оценка
Оборудование: предметные картинки.
6 – 7 лет
К
Н
дом
вата
веник
сумка
лопата
тортик
телефон
милиционер
велосипед
сковорода
полотенце
мотоцикл
телевизор
экскаватор
термометр
тракторист
регулировщик
водопроводчик
Водопроводчик
чинит
водопровод.
Регулировщик
регулирует
уличное
движение.
К
Анализ результатов
Показатель — умение дать правильный ответ.
График
баллы
0
1
2
3
4
5
Параметры обследования
1.
2.
3.
4.
5.
Артикуляционныйаппарат.
Общеезвучаниеречи.
Фонематическое восприятие, навыки фонематического анализа и синтеза.
Звукопроизношение.
Слоговаяструктура.
Оценкауровняразвития:
1 балл – требуется внимание специалист
2 балла – требуется корректирующая работа педагога
3 балла – средний уровень развития
4 балла – уровень развития выше среднего
5 баллов – высокий уровень развития
2.4 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Освоение программы происходит с постепенным усложнением заданий.
В программе темы взаимосвязаны одна с другой.
Используемые
в
обучении
технологии:
здоровьесберегающие,
информационно-коммуникационные; личностно-ориентированного обучения.
Методы и приёмы обучения:
1. Методы организации и осуществления учебной деятельности
− словесные,
− наглядные,
− практические,
− репродуктивные и проблемные,
− индуктивные и дедуктивные,
− самостоятельной работы и работы под руководством педагога).
2. Методы стимулирования и мотивации учения
− методы формирования интереса — познавательные игры, создание
ситуаций успеха;
3. Методы контроля и самоконтроля (фронтальный и дифференцированный,
текущий и итоговый).
Форма организации учебного занятия: игра.
Примерная структура учебного занятия
Цели:
Планируемые результаты:
Ход занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
3. Физминутка
4. Подведение итогов занятия
Литература:
Литература для педагога:
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних
заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у
старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 2004. – 160с.
2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие. –
Спб.: «Детство-пресс», 2008. – 64с.
3. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных
учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи /
Авт.-сост. Г.В. Чиркина. – М.: Просвещение, 2008. – 272с.
4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно! Пособие по
логопедии для детей и родителей. – СПб.: Издательский Дом «Литера»,
2001. – 208с.
5. Новиковская О.А. Весёлая зарядка для язычка. Игры и упражнения для
развития речи и дикции/ О.А. Новиковская. – М.: АСТ: Полиграфиздат,
Спб.: Сова, 2011. – 206с.
6. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.
С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МозаикаСинтез, 2004. – С. 90.
7. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – М. :Владос, 2002. –
224 с.
8. Ткаченко Т.А. Если дошкольник плохо говорит. – Спб.: Детство-пресс,
2000. – 112с.
9. Ткаченко Т.А. Логопедическая энциклопедия. – М.: ООО ТД
«Издательство Мир книги», 2008. – 248с.
10. Уроки логопедии / Репина З.А, Буйко В.И. – Екатеринбург: Литур, 2001.
– 183 с.
Литература для учащихся и их родителей:
1. День рождения Р. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –
М.: Айрис-пресс, 2012. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).
2. Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И.
Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).
3. Занимательная фонетика. В мире звуков и букв / Е.В. Морозова. – М.: ТЦ
Сфера, 2009. – 32с. (Конфетка). (24/7).
4. Занимательная фонетика-2. В мире звуков и букв / Е.В. Морозова. – М.:
ТЦ Сфера, 2009. – 32с. (Конфетка). (25/8).
5. Звенелочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.:
Айрис-пресс, 2011. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).
6. Приключения Л Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. –
М.: Айрис-пресс, 2012. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).
7. Свистелочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.:
Айрис-пресс, 2010. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).
8. Цоколочка. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И. Лынская. – М.:
Айрис-пресс, 2011. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).
9. Чаепитие на даче у Ч. Логопедические игры/ И.В. Баскакина, М.И.
Лынская. – М.: Айрис-пресс, 2011. – 32с.: ил. – (Популярная логопедия).