Методика самооценки соответствия педагогических работников дошкольного учреждения
требованиям Профстандарта педагога
Срок начала применения руководителями профессионального стандарта педагога перенесен до 1 сентября 2019г. Поэтому уже сейчас
важно понимать, насколько педагоги дошкольного образовательного учреждения соответствуют его требованиям. Данная методика
самооценки позволит ответить на этот вопрос и определить направления дальнейшей методической работы в ДОУ.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего,
среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, применяется работодателями
при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Профессиональный стандарт педагога (далее — Профстандарт педагога) — это многофункциональный нормативный документ,
который определяет квалификационный уровень педагогического работника, позволяющий ему выполнять профессиональные обязанности
в соответствии с предъявляемыми требованиями к профессии воспитателя, учителя.
Основной целью профессиональной деятельности является оказание образовательными организациями образовательных услуг
по основным общеобразовательным программам.
Так как введение Профстандарта педагога опережает изменения системы профессиональной подготовки педагогов и процедуры
аттестации педагогических кадров, предстоит большая работа по оказанию помощи педагогам по осмыслению и доведению
их квалификации до уровня требований Профстандарта.
В этой связи разработана данная методика самооценки соответствия педагогов требованиям Профстандарта педагога.
Цель самооценки: определить уровень соответствия владения трудовыми функциями требованиям Профстандарта педагога и выявить
те показатели, которые оказали максимальное влияние на этот уровень.
Количественный анализ уровней квалификации можно представить в виде таблицы. Оценка по выделенным в таблице показателям
осуществляется по уровням: начальный, средний, высокий (Приложение 1).
Полученные данные таблицы можно представить в виде циклограммы, цветовые сегменты которой отражают полученные проценты
значений изучаемых показателей. Это определит направления дальнейшей методической работы в дошкольном образовательном
учреждении по развитию уровня профессиональной компетентности педагогов.
Деятельность ДОУ по приведению уровня владения педагогическими работниками трудовыми функциями к уровню требований
Профстандарта педагога можно представить в виде алгоритма (приложение 2).
2
Приложение 1
Суммарный балл:
Оценка по выделенным показателям осуществляется по трехбалльной системе:
«2» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога на высоком уровне;
«1» — педагогический работник соответствует данному требованию Профстандарта педагога частично – средний уровень (есть
резервы или недостатки при выполнении требования);
«0» — педагогический работник не соответствует данному требованию Профстандарта педагога - низкий уровень (требование
практически не выполняется).
Уровень владения трудовыми функциями рассчитывается по следующей формуле: где в числителе дроби - суммарное количество
баллов
по всем
показателям;
в знаменателе -
количество
показателей,
умноженное
на два
(∑ max = 26×2 = 52).
Обработка результатов:
100–85% — оптимальный уровень;
84–60% — допустимый уровень;
59–50% — критический уровень;
< 50% — недопустимый уровень.
3
Приложение 2
Алгоритм деятельности ДОУ по приведению уровня владения педагогами трудовыми функциями
к уровню требований Профстандарта
1. Самоанализ уровня подготовки педагогов к выполнению трудовых функций
Педагоги самостоятельно анализируют, каким требованиям Профстандарта педагога они отвечают, где у них имеются затруднения.
Определяют, как их решить: пойти на курсы дополнительного профессионального образования, воспользоваться возможностями
внутрикорпоративного повышения квалификации, посетить открытые показы организованной образовательной деятельности
с воспитанниками и другие воспитательные мероприятия опытных коллег или заняться самообразованием.
2. Анализ затруднений педагогов на заседаниях педагогических советов, определение возможности их преодоления на уровне ДОУ (мастерклассы, стажировки, взаимопосещения организованной образовательной деятельности с воспитанниками и других мероприятий
с воспитанника и их родителями, диссеминация передового педагогического опыта и т. д.).
3. Анализ уровня подготовки воспитателей старшим воспитателем.
На основе мероприятий в рамках внутренней системы оценки качества образования (образовательной деятельности) или результатов
внутрикорпоративного контроля (анализа организованной образовательной деятельности и других мероприятий с воспитанниками, данных
диагностики уровня достижения целевых ориентиров воспитанниками) анализируется соответствие педагогов требованиям Профстандарта
педагога и предлагаются варианты решения проблем с точки зрения администрации ДОУ.
4. Совместное обсуждение результатов анализа и предложений всех трех сторон на педагогическом совете «Ресурсы развития выполнения
трудовых функций на основе Профстандарта педагога» и разработка оптимальных путей устранения проблем для каждого педагога составление индивидуальной профессионально-личностной образовательно-методической траектории (что, когда, где, за какие средства).
5. Реализация намеченных мероприятий в максимально короткие сроки.
4
Уровни владения профессиональными компетенциями
Ступени уровней
владения компетенциями
Начальный
(удовлетворительный)
Средний
(хорошо)
Высокий
(отлично)
Отличительные признаки
«Знает»
У педагога преобладают предметные и частично методические знания. Педагогическая
направленность слабо выражена. Испытывает трудности в налаживании сотруднических
отношений с детьми. Не имеет представления о средствах, способствующих развитию
обучающихся в процессе воспитательно - образовательной деятельности и т.д.
«Умеет»
У педагога есть определенный запас профессиональных знаний, которые осознанно
используются в различных ситуациях. Ярко выражена педагогическая направленность. Имеет
представление о функциях педагога в воспитательно-образовательном процессе. Внимательно
относится к особенностям обучающихся в плане учета их индивидуальных возможностей.
Стремится так организовать свою работу, чтобы обеспечить паритет воспитания и обучения. Не
имеет достаточных знаний о средствах педагогической деятельности, не умеет использовать их
в практической деятельности. Не может самостоятельно разработать и внедрить в
педагогическую деятельность психолого-педагогические технологии и др.
«Владеет»
Специальная образованность находится на достаточно высоком уровне. Постоянно развивается
и совершенствуется. Педагог имеет представление о воспитательно - образовательном процессе
и психолого-педагогических технологиях, их характеристиках и особенностях. Обладает
знаниями в области смежных с педагогикой наук, теории управления. Имеет сведения о
специальных подходах к обучению, умеет ими пользоваться в практической деятельности.
Активизирует свою деятельность по подбору и реализации наиболее эффективных средств
развития обучающихся, разработке на их основе индивидуальных образовательных маршрутов,
индивидуальных программ развития и индивидуально-ориентированные образовательные
программы с учетом личностных и возрастных особенностей обучающихся. Активно внедряет в
практику основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных
педагогических технологий. Имеет опыт прогнозирования ситуации и диагностирования
личностных характеристик и возрастных особенностей обучающихся, а также своевременной
корректировки своей деятельности с целью получения нужного результата. Управляет
безопасной психологически комфортной образовательной средой.
5
Основные пути, методы и технологии развития профессиональных компетенций:
Курсы повышения квалификации
Самообразование
Семинары, семинары-практикумы с использованием интерактивных форм работы
Вебинары
Имитационно-игровые технологии:
деловая игра,
ситуативно-ролевая игра,
рефлексивные игры,
поисково-апробационные игры
Коммуникативно-диалоговые технологии:
диспут, дискуссия,
турнир ораторов,
Сократов-круг,
«Открытая трибуна»,
«Круглый стол»
Проблемно-поисковые технологии:
«Метод кейсов»,
метод «Мозговой штурм»,
«Метод Инцидента»,
метод «Букет проблем»,
технология проектного развития
Арт-технологии:
видеообсуждение, библиотерапия
6
Характеристики технологий
Имитационно-игровые технологии
1. Деловая игра - это модель взаимодействия людей в процессе достижения целей экономического, политического или престижного
характера. Деловая игра – это модель процесса принятия управленческого или хозяйственного решения. При этом моделируемая
система (хозяйственная, управленческая или социально-психологическая) рассматривается как динамическая, что требует от
участников игры построения «цепочки решений».
2. Ситуативно-ролевая игра предполагают разыгрывание различных профессиональных ситуаций с различным выходом на решение
обозначенной проблемы; воспроизведение процесса функционирования педагогической системы во времени; стимулируют проявление актерского мастерства; способствуют улучшению вербального и визуального имиджа, развитию ассертивности и раскрытию
харизматического потенциала педагога. Модель построения учебного процесса, с целью приобретения практики вариантов
различного поведения, поиска наиболее оптимальной тактики и стратегии нахождения решения проблемы. Ситуативно-ролевые игры
проводятся по предварительно разработанному сценарию, имеют развернутые инструкции для всех участников игры с описанием
содержания их роли.
3. Рефлексивные игры направлены на психологическое развитие каждого участника игры; снятие стереотипов, обучение анализу
человеческих отношений, межгрупповому сотрудничеству.
4. Поисково-апробационные игры предназначены для развития интеллектуального и творческого потенциала играющих, направлены на
разработку новых идей, видов деятельности, новых структурных подразделений для решения психолого-педагогических, кадровых,
управленческих проблем.
Коммуникативно-диалоговые технологии
1 . Диспут - устное открытое рассуждение, выявление разных точек зрения (решение не принимается)
2. Дискуссия (лат. discussio – рассмотрение, исследование, обсуждение какого-либо вопроса, спор) - характеризуется различием
позиций в соединении с попыткой поиска позиции, которую могли бы принять все участники. Подходы к ведению спора-дискуссии:
эвристический, логический, софический, авторитарный, критикующий, демагогический, прагматический.
3. Турнир ораторов обеспечивает развитие коммуникативных способностей, способствует освоить искусство публичного
выступления, которое оценивается по следующим критериям: логика выступления, художественность речи, общение с публикой,
пластическая выразительность, этичность, умение демонстрировать наглядный материал и т.п. Тематика, план выступления (тезисы).
7
4. Сократов круг - метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к
противоречию с самим собой, к признанной некомпетентности. В этом и состоит «Сократовская ирония». Создание проблемной
ситуации, формулирование проблемного вопроса, востребованность имеющихся знаний и умений и стремление с их помощью
решить проблему, необходимость выдвижения гипотезы, ее формулировка; поиск системы доводов, доказательств, опровержений в
подтверждение гипотезы или отказа от нее, выводы (если возможно, проверка, экспертиза полученного результата). Тематика
проблемных ситуаций, примерные вопросы по теме.
5. Открытая кафедра - один из способов вывести педагогов на осознание себя в мире, мира в себе, содержания и сути жизни, связи
своего «я» с всеобщей жизнью. На открытую кафедру восходит педагог в роли гражданина мира, человека, жителя Земли: он говорит
о своих общественных интересах, личностной озабоченности всем происходящим в мире, как если бы ему представили такую
кафедру, с которой можно было бы говорить со всем человечеством. При этом важно, чтобы максимально соблюдался принцип
добровольности: на кафедру свободно выходит тот, кто сам изъявляет желание публично высказать свою точку зрения. Отправным
моментом для проведения «открытой кафедры» могут стать вопросы: «Что я сказал бы, если бы….»; «……если бы я был властен
изменить мир»; «…..если бы меня услышало человечество»; «……если бы все государственные деятели сидели передо мной»;
«….если бы я был президентом….» и т.п. так же возможен вариант гражданского отклика на случившиеся необычайные события в
общественной жизни. Формы выступлений: тезисы, сообщение, доклад и т.д.
6. «Круглый стол» - одна из организационных форм познавательной деятельности педагогов для наращивания информации,
прогнозирования и развития определенной проблемы, укрепления позиций, воспитания логической культуры ведения дискуссий;
беседа, в которой все участники обмениваются между собой мнениями по поводу «на равных». Формы круглого стола: «заседание
экспертной группы», тезисы выступлений, «форум», «симпозиум», «дебаты», «диспут», «прения», «судебное заседание».
Проблемно-поисковые технологии
1. Метод кейсов представляет собой специфическую разновидность исследовательской аналитической технологии, т.е. включает в
себя операции исследовательского процесса, аналитические процедуры. Технология коллективного обучения, важнейшими
составляющими которой выступают работа в группе и подгруппах, взаимный обмен информацией. Обсуждаемый материал
подается педагогам в виде микропроблем, а знания приобретаются в результате их активной исследовательской и творческой
деятельности по разработке решений. Метод анализа конкретных ситуаций прививает практические навыки работы с
информацией, учит вычленять, структурировать и ранжировать проблемы.
2. Мозговой штурм - метод генерирования идей, сущностью которого является коллективная выработка максимально возможного
количества вариантов решения проблемы с последующим их критическим анализом.
8
3. Метод «инцидента» - поиск информации самими педагогами, целью которого является развитие или совершенствование умений
обучающихся, с одной стороны, принимать решения в условиях недостаточности информации, с другой – рационально собирать и
использовать информацию, необходимую для принятия решения
4. Технология проектного обучения. Получение углубленных знаний по отдельным темам; формирование общих профессиональных
умений педагогов; развитие творческой самостоятельности; формирование интереса к исследовательской деятельности, что
достигается на основе целенаправленной, управляемой деятельности педагогов по рассмотрению той или иной проблемы, которая
осуществляется в несколько этапов:
1) определение темы и целей проекта;
2) планирование работы;
3) сбор необходимой информации;
4) анализ информации;
5) представление и оценка результатов.
Арт-технологии
1. Видеообсуждение - просмотр и анализ по заданному алгоритму видеосюжета обозначенной темы (проблемы).
2. Библиотерапия - направление арттерапии, основанное на исцеляющем воздействии слова, то есть самовыражение через
творческое сочинение. Основные тех-ники, которые можно применить: использование готовых произведений любого жанра,
письма (коллеге, начальнику, конкуренту и т. п.), стихи (использование размера без рифм), написание любого литературного
произведения, рассказ на заданную (выбранную) тему, автобиография в виде литературного произведения, переписка
субличностей, сочинение архетипических легенд, сочинение сказки, сочинение по кругу, драматургия, синквейн.
В ходе развития профессиональных компетенций формируются:
знания теории и технологии обучения и воспитания ребенка, сопровождения субъектов педагогического процесса; способов
психологического и педагогического изучения обучающихся; способов взаимодействия педагога с различными субъектами
педагогического процесса;
умения использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач,
учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности обучающихся; проектировать образовательный процесс с
использованием современных технологий;
9
владение способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях
поликультурной образовательной среды.
Карта формирования компетенций
Название
трудовой
функции
Наименование
профессиональной
компетенции
Части компонентов профкомпетенции
Педагогичес
кая
деятельнос
ть по
реализации
программ
дошкольного
образования
ИКТ-компетентность
необходимая и
достаточная для
планирования,
реализации и оценки
образовательной
работы с детьми
раннего и дошкольного
возраста.
Общие представления о
работе с информацией в
интернете. Современные
информационные
технологии, используемые
в образовании. Основные
методы, способы и
средства получения
информации,
позволяющей
совершенствовать
воспитательнообразовательный процесс.
Оценивать программное
обеспечение и
перспективы его
использования с учетом
решаемых
профессиональных зада.
Ориентироваться в
информационном потоке.
Использовать ИКТкомпетентности
(общепользовательская,
общепедагогическая,
предметнопедагогическая) для
получения новых знаний в
области образования.
Реализация
образовательных
программ
образовательной
организации, программ
учебных дисциплин в
рамках основной
Основы педагогического
целеполагания и
планирования занятий и
/или циклов занятий,
направленных на
освоение избранной
области образования.
Проектировать совместно
с другими участниками
образовательного процесса
индивидуальные
образовательные
маршруты освоения
образовательной
Знать
Самооценка
педагога
Уметь
Самооценка
педагога
Владеть
Самооценка
педагога
Основные
пути, методы и
технологии
развития
профессиональ
ных
компетенций
(по выбору
педагога)
Способами ориентации в
профессиональных
источниках информации
(журналы, сайты,
образовательные порталы).
Способностью к оценке и
интеграции опыта
деятельности в современной
информационной среде.
Навыками работы с
программными средствами
общего и
профессионального
назначения, навыками
проектирования, используя
возможности компьютерной
техники.
Технологиями реализации
ОП. Навыками ведения
документации,
обеспечивающей
реализацию ОП.
10
общеобразовательной
программы в
соответствии с ФГОС
ДО. Реализация
воспитательных
программ.
Содержание и методы
ИКТ, возможности их
использования на занятиях
в соответствии с целями и
направленностью
программы
(занятия).ФГОС ДО к
условиям реализации
образовательной
программы.
Разработка основной
образовательной
программы
образовательной
организации, программ
учебных дисциплин в
рамках основной
образовательной
программы в
соответствии с ФГОС
ДО. Проектирование
воспитательных
программ.
Особенности, типы
образовательных
программ. Алгоритм
проектирования программ.
Нормативно-правовое
обеспечение
образовательных
программ. ФОГО ДО к
минимуму содержания и
структуре ООП. Правила
набора и отбора на
обучение по ДОП.
Основные правила и
технические приемы
создания информационнорекламных материалов о
возможностях и
содержании ДОП на
бумажных и электронных
программы. Реализовать в
том числе стимулировать и
мотивировать
деятельность и общение на
занятиях. Разрабатывать
мероприятия по мо
модернизации оснащения
учебного помещения
(группы, студии,
музыкального,
спортивного зала и т.д.),
формировать его
предметнопространственную среду,
обеспечивающую
освоение образовательной
программы. Готовить
обучающихся к участию в
выставках, конкурсах,
соревнованиях и иных
аналогичных
мероприятиях.
Определять
педагогические цели и
задачи. Разрабатывать
образовательные
программ, учитывая
образовательные запросы
обучающихся,
возможности и условия их
удовлетворения в процессе
освоения программы.
Разрабатывать программы
с учетом фактического
уровня подготовленности,
состояния здоровья,
возрастных и
индивидуальных
особенностей
обучающихся.
Корректировать
Технологией
проектирования
образовательных программ.
Опытом поиска в различных
источниках информации
необходимой педагогу для
разработки образовательной
программы. Методами
изучения социального заказа
на содержание
образовательных программ.
Методами проведении
мероприятий по
привлечению обучающихся.
Приемами создания
информационно-рекламных
материалов о возможностях
и содержании
образовательных программ
11
носителях. Принципы и
приемы презентации
образовательных
программ. Теоретические
и методические основы
отбора и ориентации в
содержании
образовательных
программ
Организация
конструктивного
взаимодействия детей
в разных видах
деятельности,
создание условий для
свободного выбора
детьми деятельности,
участников
совместной
деятельности,
материалов.
Закономерности
формирования детского
сообщества. Социальнопедагогические
особенности и
закономерности развития
детских сообществ.
Техники и приемы
вовлечения в деятельность
и поддержания интереса к
ней. Методы, приемы и
способы формирования
благоприятного
содержание
образовательных
программ по результатам
анализа их реализации.
Готовить
информационные
материалы о возможностях
и содержании
образовательных
программ и представлять
их при проведении
мероприятий по
привлечению
обучающихся. Набирать и
комплектовать группы
обучающихся с учетом
специфики реализуемых
программ в избранной
области деятельности,
индивидуальных и
возрастных характеристик
обучающихся. Проводить
диагностику
предрасположенности
детей (задатков) к
освоению выбранной
образовательной
программы.
Управлять группами
обучающихся с целью
вовлечения их в процесс
обучения и воспитания,
мотивируя их учебно познавательную
деятельность.
Анализировать реальное
состояние дел среди
обучающихся,
поддерживать в детском
коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу.
на электронных и бумажных
носителях. Опытом
презентации
образовательных программ.
Технологиями выявления
предрасположенности детей
(задатков) к освоению
выбранной образовательной
программы.
Навыками формирования
детских сообществ.
Навыками вовлечения
обучающихся в процесс
обучения и воспитания.
Способами поддержки
активности,
самостоятельности
обучающихся, раскрытия их
творческих способностей.
Формировать детсковзрослые сообщества.
12
Планирование и
реализация
образовательной
работы в группе детей
раннего и /или
дошкольного возраста
в соответствии с
ФГОС ДО и основной
образовательной
программой.
Организация и
проведение
мониторинга освоения
детьми
образовательной
программы и анализ
образовательной
работы в группе детей
раннего и/или
дошкольного возраста.
психологического
микроклимата и
обеспечения условий для
сотрудничества
обучающихся.
Основные закономерности
возрастного развития,
стадии и кризисы развития,
социализации личности.
Индикаторы
индивидуальных
особенностей траекторий
жизни, их возможные
девиации, а также основ их
психодиагностики. Основы
методики обучения,
основных принципов
деятельностного подхода,
видов и приемов
современных
педагогических технологий.
Современные концепции и
модели, образовательные
технологии развития
обучающихся.
Организация видов
деятельности,
осуществляемых в
раннем и дошкольном
возрасте: предметной,
познавательноисследовательской,
игры (ролевой,
режиссерской, с
правилами),
продуктивной;
конструирования,
создания широких
Организация воспитания и
эмоционального развития
личности. Основы
реализации эмоционального
потенциала искусства как
средства формирования и
развития личности.
Практические подходы к
решению задач
эмоционального
благополучия личности
через создание безопасной и
психологически
Формировать детские
сообщества.
Понимать документацию
специалистов (психологов,
логопедов и т.) .
Составлять (совместно с
психологом и другими
специалистами)
психолого-педагогическую
характеристику (портрет)
личности обучающегося.
Использовать методы и
средства анализа
психологопедагогического
мониторинга,
позволяющие оценить
результаты освоения
детьми образовательных
программ, степень
сформированности у них
качеств, необходимых для
дальнейшего обучения и
развития на следующих
уровнях обучения.
Системно анализировать и
выбирать воспитательные
и образовательные
концепции, направленные
на обеспечение
безопасности жизни детей.
Учитывать в
педагогическом
взаимодействии
особенности
индивидуального развития
воспитанников.
Использовать
Стандартизированными
методами психодиагностики
личностных характеристик и
возрастных особенностей
обучающихся. Разработкой
и реализацией
индивидуальных
образовательных
маршрутов,
индивидуальных программ
развития и индивидуальноориентированных программ
с учетом личностных и
возрастных особенностей
обучающихся. Оценкой
образовательных
результатов, мониторингом
( совместно с психологом)
мониторингом личностных
характеристик.
Приемами и методами
эмоциональнонравственного воспитания
личности. Технологиями,
ориентированными на
раскрытие нравственной и
эмоциональной
направленности
произведений искусства в
развитии личности.
Средствами эстетического
воспитания,
раскрывающими
13
возможностей для
развития свободной
игры детей, в том
числе обеспечение
игрового времени и
пространства.
комфортной
образовательной среды.
Роль игровой деятельности
в эмоциональном
благополучии личности.
Игровые технологии,
способствующие
эмоциональному
благополучию личности.
Теории и технологии
обучения и воспитания,
детей с разным уровнем
развития и эмоциональной
сферы. Теории и
технологии,
обеспечивающие
организацию досуговой
деятельности на основе
общепринятых
нравственных принципов.
Современные ориентиры
эмоционального развития
подрастающего поколения,
принятые в рамках
общества и
образовательной
организации
Участие в
планировании и
корректировке
образовательных задач
Основные закономерности
историко- культурного
развития человека и
человечества.
возможности
художественноэстетического развития
личности с целью
развития эмоциональнонравстенной сферы.
Языком искусства
говорить с детьми о
нравственной культуре
человечества. Определять
перспективные
направления
нравственного воспитания
подрастающего поколения
через игровую
деятельность. Применять
на практике комплекс игр,
способствующих
формированию
эмоциональнонравственных основ
становления личности.
Работать с детьми,
имеющими отклонение в
эмоциональном развитии.
Определять
перспективные
технологии, направленные
на эмоциональное
развитие подрастающего
поколения. Решать
практические задачи по
эмоциональнонравственному развитию
личности в
образовательной
организации.
Учитывать различные
контексты (социальные,
культурные,
национальные), в которых
эмоционально-нравственные
ориентиры творческой
деятельности. Игровыми
методиками, содержащими
элементы нравственных
норм поведенческого
сапекта. Организаторскими
способностями,
позволяющими создавать и
проводить игры с принятым
в обществе поведенческим
аспектом. Способами
воздействия на негативное
поведение личности в
детском коллективе.
Технологиями,
формирующими
положительную мотивацию
поведения личности.
Комплексом методик,
позволяющих формировать
основы нравственного
поведения личности в
обществе
Способами установления
контактов и поддержания
взаимодействия с
субъектами
14
(совместно с
психологом и другими
специалистами) по
результатам
мониторинга с учетом
индивидуальных
особенностей развития
каждого ребенка
раннего и / или
дошкольного возраста.
Общечеловеческие
ценности и ценностные
ориентации , как основу
базовой культуры
личности. Базовые
культурные ценности
семейного воспитания и
специфику формирующего
влияния семьи. Систему
педагогических ценностей,
как критерий
типологизации
образования.
Организация и
проведение
педагогического
мониторинга освоения
детьми
образовательной
программы и анализ
образовательной
работы в группе детей
раннего и/ или
дошкольного возраста
Способы
психологического и
педагогического изучения
обучающихся. Основы
диагностики и оценивания
достижений обучающихся
в воспитательнообразовательном процессе.
Основные методы и
методики подготовки
детей к школе. Основные
методы и методики
диагностики и оценивания
достижений детей
дошкольного возраста.
протекают процессы
обучения, воспитания и
социализации.
Ориентироваться в
системе базовых
культурных ценностей,
характерных для
современной эпохи и
российской
действительности.
Применять наиболее
эффективные методы и
приемы воспитания в
семье и руководствоваться
общекультурными и
национальными
традициями.
Транслировать базовые
культурные ценности в
профессиональной
деятельности.
Определить технологию
диагностики и оценивания
качества достижений
обучающихся и
образовательного процесса
в целом. Использовать
методы психологической и
педагогической
диагностики для решения
профессиональных задач.
Проектировать
образовательный процесс
с использованием
современных технологий,
ориентированных на
оценку качества
воспитательнообразовательного
процесса. Использовать
методы диагностирования
образовательного процесса в
условиях поликультурной
образовательной среды.
Способами взаимодействия
с другими субъектами
образовательного процесса,
стратегиями
педагогического
взаимодействия в семейном
коллективе и тактикой
организации
внутрисемейных
отношений. Современными
принципами толерантности,
диалога и сотрудничества.
Современными методиками
диагностики, способами
осуществления психологопедагогической поддержки
и сопровождения.
Способами педагогической
профилактики по
недопущению снижения
качества учебновоспитательного процесса.
Методами
диагностирования
достижений обучающихся
на уровне дошкольного
образования. Основными
средствами физического
воспитания, позволяющими
обеспечивать высокие
достижения в области
физического воспитания.
15
Участие в создании
безопасной и
психологически
комфортной
образовательной среды
образовательной
организации через
обеспечение
безопасности жизни
детей, поддержание
эмоционального
благополучия ребенка в
период пребывания в
образовательной
организации.
Современные тенденции
развития образовательной
системы,
характеризующие
образовательную среду.
Представление о создании
образовательной среды,
соответствующей
возрастным,
индивидуальным,
психологическим и
физиологическим
особенностям
обучающихся.
Методические принципы
работы в условиях
образовательной среды.
Возможности
физических качеств,
двигательных навыков и
умений личности, а также
уровня общего здоровья.
Определять показатели и
критерии для оценки
качества образовательного
процесса. Определять
общий уровень готовности
ребенка к школе.
Использовать методы
психологической и
педагогической
диагностики для решения
профессиональных задач в
своей практической
деятельности.
Взаимодействовать с
психологом и родителями
по вопросам
диагностирования
достижений детей
дошкольного возраста.
Создавать педагогически
целесообразную и
психологически
безопасную
образовательную среду.
Создавать предметнопространственную
развивающую
образовательную среду в
условиях образовательной
организации.
Проектировать
воспитательнообразовательный процесс
с использованием
современных технологий,
соответствующих общим и
специфическим
Методами диагностикокоррекционной работы в
образовательном
учреждении.
Современными методиками
диагностики определения
уровня готовности к
обучению. Современными
методиками диагностики.
Способами осуществления
психолого- педагогической
поддержки и подготовки
детей дошкольного возраста
к обучению в школе.
Умениями составлять
программу дальнейшей
работы с воспитанником с
целью создания условий для
повышения качества
учебно- воспитательного
процесса.
Способами установления
контактов и поддержания
взаимодействия с
субъектами
образовательного процесса в
условиях предметнопространственной среды
образовательной
организации. Способами
создания содержательнонасыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и
безопасной, предметнопространственной среды.
Умениями оснащать
образовательную среду
16
образовательной среды
для развития. Технологии,
способствующие развитию
познавательных
способностей в условиях
образовательной среды.
Возможности
пространственнообразовательной среды
для развития
коммуникативной
культуры детей
дошкольного возраста.
Иметь представление о
создании образовательной
среды в условиях
образовательной
организации.
Современные требования к
созданию образовательной
и предметнопространственной среды.
Нормативно-правовую
базу, регулирующую
создание предметнопространственной среды в
образовательной
организации. Научнометодические требования
к организации
образовательной среды в
образовательной
организации.
закономерностям и
особенностям возрастного
развития. Определять
возможности
образовательной среды
для обеспечения и
реализации различных
образовательных
программ. Учитывать
различные контексты
(социальные, культурные,
национальные), в которых
протекают процессы
обучения, воспитания и
социализации. Создавать
педагогически
целесообразную и
психологически
безопасную
образовательную среду
для детского творчества и
самовыражения.
Использовать материалы и
предметы образовательной
среды для обучения
общению, развитию
речевой культуры.
Предвидеть негативные
влияния социума и
корректировать
образовательную среду в
условиях образовательной
организации.
Проектировать элементы
предметнопространственной среды в
образовательной
организации. Проявлять
педагогические
способности в
преобразовании
игровым, познавательным,
исследовательским
материалами. Навыками
оснащения образовательной
среды предметами и
материалами для
художественноэстетического творчества.
Методами и приемами
развития математических
представлений у детей в
условиях вариативной
предметнопространственной среды.
Способами установления
контактов с обучающимися
в условиях современной
образовательной среды.
Проектировочными
умениями по
преобразованию
образовательного
пространства.
Практическими умениями
трансформировать
пространство
образовательной среды в
зависимости от
образовательной ситуации и
меняющихся интересов и
возможностей обучающихся
. Умениями «зонировать»
образовательное
пространство с учетом
научно-методических
требований организации
учебного процесса.
17
Выстраивать
партнерское
взаимодействие с
родителями
(законными
представителями)
детей раннего и
дошкольного возраста
для решения
образовательных
задач, использовать
методы и средства для
их психологопедагогического
просвещения.
Способы взаимодействия
педагога с родителями
(законными
представителями).
Механизм взаимодействия
и регуляции коллективной
деятельности.
Развитие
Способы построения
предметнопространственной среды.
Создавать педагогически
целесообразную и
психологически
безопасную
образовательную среду.
Расширять границы
образовательной среды
для организации
воспитательно образовательного
процесса.
Взаимодействовать с
родителями (законными
представителями).
Управлять и
координировать
деятельность основных
органов, осуществляющих
образовательную
деятельность.
Бесконфликтно общаться с
родителями (законными
представителями).
Адаптироваться к
ценностям, нормам,
традициям, сложившимся
в педагогическом
коллективе в результате
длительного
взаимодействия.
Совместно решать
производственные
вопросы с
представителями
педагогического
коллектива и с родителями
(законными
представителями).
Организовывать
Навыками взаимодействия с
субъектами воспитательнообразовательного процесса
для реализации конкретных
видов деятельности.
Сотрудничеством и
партнерскими отношениями
с родителями (законными
представителями).
Навыками взаимодействия
работы в команде, группе,
педагогическом сообществе.
Навыками
внутригруппового и
партнерского
взаимодействия. Навыками
рефлексии, самооценки,
самоконтроля.
Навыками распределения
18
профессионально
значимых
компетенций,
необходимых для
решения
образовательных задач
развития детей
раннего и дошкольного
возраста с учетом
особенностей
возрастных и
индивидуальных
особенностей их
развития
межличностных
отношений в детском
коллективе. Механизм
стимулирования и
активизации развития
личности. Теории и
технологии
поликультурного развития,
позволяющие развивать
индивидуальные
возможности
обучающихся.
Характерные признаки
проявления
индивидуальных
особенностей.
Практические способы
содействия
сотрудничеству детей и
взрослых в разных видах
деятельности. Способы и
условия осуществления
сотрудничества педагога с
семьями обучающимися
при решении
профессиональных задач.
Содержание и методику
проведения различных
форм сотрудничества
педагога и ребенка.
Уметь: Организовывать
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Стимулировать
обучающихся к развитию
индивидуальных
особенностей.
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных и
индивидуальных
особенностей.
Стимулировать
обучающихся к развитию
индивидуальных
особенностей.
Использовать
разнообразные формы
обучения, с целью
стимулирования развития
индивидуальных
особенностей. Вовлекать
обучающихся в
разнообразную
деятельность.
Организовывать
совместное
сотрудничество в
различных возрастных
группах. Поддерживать
инициативы детей в
различных видах
деятельности.
Осуществлять методику
сотрудничества педагога и
обучающихся на практике.
Проектировать
деятельность педагога и
обучающихся,
направленную на развитие
активности и
самостоятельности
поручений и заданий в
соответствии с
индивидуальными
возможностями и
способностями
обучающихся. Способами
организации разных видов
деятельности для решения
воспитательнообразовательных задач.
Методикой осуществления
сотрудничества педагога и
обучающихся на различных
этапах совместной
деятельности.
Практическими умениями
по формированию
самостоятельности и
творческой активности
обучающихся.
Практическими умениями
по развитию
индивидуальных
особенностей обучающихся.
19
Общепедаго
гическая
(обучение)
Планирование и
проведение учебных
занятий /
организованной
образовательной
деятельности
Использовать
разнообразные формы
обучения, с целью
стимулирования развития
индивидуальных
особенностей. Вовлекать
обучающихся в
разнообразную
деятельность.
Организовывать
совместное
сотрудничество в
различных возрастных
группах. Поддерживать
инициативы детей в
различных видах
деятельности.
Осуществлять методику
сотрудничества педагога и
обучающихся на практике.
Проектировать
деятельность педагога и
обучающихся,
направленную на развитие
активности и
самостоятельности.
Принципы планирования
учебных занятий с
использованием
инновационных методик
организации
образовательного
процесса. Основные
методы, технологии
проектирования
содержания
воспитательнообразовательного
процесса. Сущность и
структуру ООД. Основные
требования к разработке
Проектировать
воспитательнообразовательный процесс
с использованием
современных технологий,
соответствующих общим и
специфическим
закономерностям и
особенностям возрастного
развития личности.
Пользоваться программнометодическими
документами,
определяющими
деятельность
Основами методической
работы в образовательной
организации. Навыками
обобщения и адаптации
образовательного
материала в соответствии с
возрастными особенностями
обучающихся, а также
достижениями науки и
практики. Способами
проектной и инновационной
деятельности в образовании.
20
ООД в образовательных
организациях.
Организация,
осуществление
контроля и оценки
учебных достижений,
текущих и итоговых
результатов освоения
основной
образовательной
программы
обучающимися.
Особенности оценивания
процесса и результатов
деятельности
обучающихся при
освоении ОП. Оценивание
процесса и результатов
освоения ОП. Метод
подборы из
существующих и/или
создания оценочных
средств, позволяющих
оценить индивидуальные
образовательные
достижения обучающихся.
Систему оценки
достижения планируемых
результатов освоения ОП.
образовательного
учреждения:
государственным
образовательным
стандартом, учебным
планом, учебными
программами.
Осуществлять
педагогический процесс в
различных возрастных
группах согласно
образовательным
программам.
Определять формы и
методы оценивания
процесса и результатов
деятельности
обучающихся при
освоении ОП.
Осуществлять текущий
контроль. Оценивать
динамику
подготовленности и
мотивации обучающихся в
процессе освоения ОП.
Наблюдать за
обучающимися,
объективно оценивать
процесс и результаты
освоения ОП, в том числе
в рамках установленных
форм аттестации .
Анализировать и
интерпретировать
результаты
педагогического контроля
и оценки. Мотивировать
самооценивание
обучающимися процессов
и результатов освоения
программы, обучать их
Формам и методами
оценивания процесса и
результатов деятельности
обучающихся при освоении
ОП. Технологиями
педагогического контроля
освоения ОП.
21
Соблюдение правовых,
нравственных и
этических норм,
требований
профессиональной
этики. Осуществление
профессиональной
деятельности в
соответствии с
требованиями
федерального
государственного
образовательного
стандарта
дошкольного
образования.
Развивающая
деятельность
Освоение и применение
психологопедагогических
технологий (в том
числе инклюзивных),
необходимых для
адресной работы с
различными
Кодекс профессиональной
этики педагога,
профессиональные
функции и требования к
личности педагога.
Специфику
профессиональной
ответственности в области
педагогической
деятельности.
Приоритетные
направления развития
образовательной системы
Российской Федерации,
законов и иных
нормативных правовых
актов, регламентирующих
образовательную
деятельность в Российской
Федерации, федеральных
государственных
образовательных
стандартов дошкольного
образования,
законодательства о правах
ребенка, трудового
законодательства.
Современные тенденции
развития дошкольного
образования.
Современные психологопедагогические
технологии. Принципы
построения и структурные
компоненты
инновационной
психолого-педагогической
технологии. Методические
способам оценивания и
фиксации своих
достижений.
Ориентироваться в
нормативно-правовых
документах и
использовать их в
соответствии с
назначением. Грамотно
использовать нормативноправовые документы,
современные
образовательные ресурсы
в педагогической
деятельности и
воспитательнообразовательном процессе.
Анализировать результаты
своей педагогической
деятельности с позиции
этики педагогического
профессионализма.
Выявлять на основе
анализа результатов
деятельности проблемы и
находить пути их решения.
Грамотно реагировать и
отвечать за результаты
своей педагогической
деятельности.
Разрабатывать и
использовать психологопедагогические
/инклюзивные технологии
на разных возрастных
этапах. Разрабатывать
концептуальную основу
создания современной
Навыками работы с
нормативно правовыми
документами в
педагогической
деятельности. Способами
анализа нормативных
документов, связанных с
педагогической работой.
Навыками работы с
материалами, содержащими
ссылки на нормативные
акты. Навыками рефлексии,
самоконтроля в оценке
результатов педагогической
деятельности. Методиками
выявления недостатков в
профессиональной
деятельности и путями их
устранения.
Способностью
модифицировать
современные технологии с
учетом поставленных
психолого-педагогических
задач. Способами проектной
и инновационной
деятельности в образовании.
22
контингентами
обучающихся:
одаренные дети,
социально-уязвимые
дети, дети, попавшие в
трудные жизненные
ситуации, детимигранты, дети с
особыми
образовательными
потребностями, дети
с ограниченными
возможностями
здоровья, дети с
девиациями поведения.
Освоение и
адекватное
применение
специальных
технологий и
методов, позволяющих
проводить
коррекционноразвивающую работу.
Воспита-
Реализация
требования к оценке
использования психологопедагогических
технологий в практике
образовательной
организации.
Современные психологопедагогические
технологии и их
возможности в воспитании
и образовании личности.
Потребности
образовательной
организации и
обучающихся в
необходимости создания
новых психологопедагогических
технологий.
инновационной
психолого-педагогической
технологии. Адаптировать
современные достижения
науки и инновационных
технологий к
образовательному
процессу. Разрабатывать
новые психологопедагогические
технологии с учетом
реализации целевых задач
данной образовательной
организации и в рамках
задач собственного
исследования.
Законы развития личности
и проявления личностных
свойств, психологические
законы периодизации и
кризисов развития.
Возрастные особенности
обучающихся,
особенности реализации
образовательных
программ для одаренных
обучающихся и
обучающихся с
ограниченными
возможностями здоровья и
трудностями в обучении,
вопросы
индивидуализации
обучения.
Разрабатывать (осваивать и
применять современные
психологопедагогические
технологии, основанные
на знании законов
развития личности и
поведения. Защищать
достоинства и интересы
обучающихся, помогать
детям, оказавшимся в
неблагоприятных
условиях. Создавать
условия для поддержания
интереса обучающихся к
обучению и освоению
образовательных
программ в
образовательной
организации.
Применять основные
Основы методики
Практическими умениями
по стыковке содержания
образовательных программ
с психологопедагогическими
технологиями. Навыками
разработки современных
образовательных
технологий. Способами
проектирования технологии
обучения и воспитания.
Технологией осуществления
педагогического процесса в
образовательной среде.
Разрабатывать, осваивать и
применять современные
психолого-педагогические
технологии, основанные на
знании законов развития
личности.
Современными психологопедагогическими
технологиями, основанными
на знании законов развития
личности и поведения.
Способами установления
23
тельная
деятельность
современных, в том
числе интерактивных,
форм и методов
воспитательной
работы, используя их
как на занятии, так и
во внеурочной
деятельности.
Использование
конструктивных
воспитательных
усилий родителей
(законных
представителей)
обучающихся, помощь
семье в решении
вопросов воспитания
ребенка.
воспитательной работы.
Психологические способы
воздействия в процессе
общения. Способы
взаимодействия педагога с
субъектами
педагогического процесса
(семьей, педагогическим
коллективом). Способы
построения
межличностных
отношений. Сущностные
характеристики и
феномены
педагогического
взаимодействия.
Особенности социального
партнерства в системе
образования.
Функционально-ролевые и
личностно - тормозящие
стратегии педагогического
взаимодействия.
Формирование
толерантности и
навыков поведения в
изменяющейся
поликультурной среде.
Особенности
педагогического процесса
в условиях
поликультурного
общества. Иметь
представление о
толерантности, как
феномене современной
действительности.
Особенности социального
партнерства в системе
образования. Культурные
и социальные традиции
народов России. Природу
возникновения нарушения
прав, свобод личности по
различным признакам.
принципы
деятельностного подхода.
Проектировать
взаимодействие с
субъектами
педагогического процесса.
Организовать работу
педагогического
коллектива на развитие и
воспитание обучающихся.
Организовать
непосредственное
общение с субъектами
педагогического процесса,
используя механизм и
стратегии педагогического
взаимодействия. Создавать
максимальное поле
возможностей для
взаимодействия с
субъектами
педагогического процесса
и вовлечение их в круг
совместных интересов.
Учитывать различные
контексты (социальные,
культурные,
национальные), в которых
протекают процессы
обучения, воспитания и
социализации. Учитывать
различные ценности и
культурные различия в
процессе обучения и
воспитания
подрастающего поколения.
Прогнозировать и
нивелировать процессы,
связанные с непониманием
или неприятием
социальных и культурных
контактов и поддержания
взаимодействия с
субъектами
образовательного процесса в
условиях поликультурной
образовательной среды навыками распределения
поручений в соответствии с
индивидуальными
возможностями и
способностями членов
коллектива. Педагогическим
общением, как формой
взаимодействия всех
участников педагогического
процесса. Умением
работать в команде и
принимать оптимальные
решения. Навыками
налаживания партнерских
отношений в решении
вопросов воспитания
ребенка.
Навыками понимания
общечеловеческих проблем.
Навыками налаживания
контактов на уровне
социальных и культурных
связей. Навыками
терпимости,
взаимопонимания и
принятия иных культурных
и социальных различий.
24
Основные закономерности
историко- культурного
развития человека и
человечества.
различий народов и наций
других стран.
25