Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми
нарушениями речи (фонетико-фонематическим недоразвитием речи) с 4 до
7 лет представляет собой систематизированную модель педагогического
процесса, предлагаемого для реализации в группах комбинированной
направленности детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи
(общим недоразвитием речи) с 4 до 7 лет, и полностью соответствующую
требованиям Федерального государственного стандарта дошкольного
образования.
Содержание
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительнаязаписка……………………………………….…...…….…...3
1.2 Цели и задачи реализации Программы…………………………………….4
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы…………...……….…6
1.4 Характеристика детей, имеющих фонетико-фонематическое нарушение
речи………………………………………………….……………………………..7
1.5 Планируемы результаты коррекционной работы……………………...…..9
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Содержание коррекционно-развивающей Программы…………………...11
2.2
Система
комплексного
психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с нарушением речи в условиях образовательного
процесса…………………………………………………………………………..13
2.3 Особенности взаимодействия с родителями………………………………15
2.4 Особенности взаимодействия с педагогами……………………………….19
2.5 Условия реализации Программы………………………………………...…22
III.ОРГАНИЗАЦИОННЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
3.1 Обеспеченность методическими материалами обучения и
воспитания……………………………………………………………………….23
3.2 Особенности организации развивающей среды…………………………...25
IV.Заключение…………………………………………………………………..27
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОГРАММЫ
1.1
Пояснительная записка
Министерством образования Российской Федерации определены
основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в
развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребёнка», Федерального
закона «Об образовании в Российской Федерации». Одним из таких подходов
является дальнейшее развитие систем коррекционно-развивающего и
компенсирующего обучения, которые нацелены на создание наиболее
адекватных педагогических условий для детей, имеющих проблемы в
развитии. В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989г) и
«Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развитии
детей» (1995г), каждому ребенку гарантировано право на развитие,
воспитание и образование в соответствии с его индивидуальными
возможностями. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку
семьи как естественной среды, в которой протекает жизнь ребенка, охрану
здоровья, воспитание, развитие и образование детей, а также помощь тем, кто
в ней нуждается.
Дошкольный возраст – особый, уникальный по своей значимости
период человека. Это время активного познания окружающего предметного и
социального мира, человеческих отношений, осознания себя в этом мире,
развития познавательных способностей. А.Н. Леонтьев рассматривал
дошкольный возраст как время фактического формирования будущей
личности. Называя первые 7 лет периодом «очеловечивания», он особо
подчеркивал, что именно в это время происходит овладение необходимыми
родовыми
человеческими
признаками:
членораздельной
речью,
специфическими формами поведения, способностью к продуктивным видам
деятельности, поэтому так остро стоит проблема оказания помощи ребенку
именно в ранние периоды жизни.
Среди современных дошкольников большую группу составляют дети,
имеющие фонетико-фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие
речи (далее – ФФНР). В силу ряда причин у них нарушено формирование
звуковой стороны речи, затруднено овладение звуковыми средствами языка.
При отсутствии своевременной логопедической помощи у ребенка не только
будет серьезно нарушено развитие устной речи, но в дальнейшем при
обучении в школе возникнут трудности при освоении письменной речи,
поскольку, как утверждают специалисты, «письменный язык стоит на плечах
устного».
Данная адаптированная образовательная Программа для детей с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи разработана в целях оказания
логопедической
помощи
дошкольникам,
имеющим
нарушение
звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи, и направлена на
создание в дошкольном учреждении условий воспитания и обучения детей
посредствам индивидуального и дифференцированного подхода к
образовательному процессу.
Овладение правильным произношением речевых звуков является
одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается
процесс становления звукопроизношения к 7-летнему возрасту, когда
ребенок правильно может произносить все звуки (Л.Г. Парамонова). Однако
благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи
происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения,
возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в
последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Недостатки устной
речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих
первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической
дисграфии (Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо
проводить дифференциацию звуков родного языка. Кроме того, научными
исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное
значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней
коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в
школе. (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми
дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
Данная коррекционно-развивающая Программа составлена на основе:
- Программы Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием»;
- Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад № 119», базовой частью, которой является программа «Из
детства в отрочество» под редакцией Т.Н. Дороновой;
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования;
- Конвенции ООН о правах ребенка;
- Декларации прав ребенка;
- Санитарно-эпидемиологическими требований к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях, а также
разработками отечественных ученых в области общей и специальной
педагогики и психологии.
1.2
Цели и задачи реализации Программы
Цель Программы: оказание комплексной коррекционно-психологопедагогической помощи и поддержки детей с ограниченными
возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и их родителям (законным
представителям); осуществление коррекции недостатков в физическом и
психическом развитии детей с ОВЗ. Устранение речевых недостатков у детей
старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи и подготовка к освоению основной образовательной программы
начального общего образования. Предупреждение возможных трудностей в
усвоении программы массовой школы, обусловленных недоразвитием
фонетико-фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Задачи Программы.
Коррекционные задачи:
·
Развитие у детей лексико-грамматических категорий русского языка.
·
Формирование произношения слов различной слоговой структуры.
·
Формирование правильного произношения звуков, фонематического
восприятия, навыков анализа и синтеза звукового состава речи.
·
Развитие связной речи.
·
Развитие познавательных процессов.
·
Развитие мелкой моторики (подготовка руки к письму).
·
Обучение грамоте детей.
·
Формирование монологической речи – развернутого высказывания.
Общеразвивающие задачи:
Познавательное развитие.
·
Обогащение сознания детей новым содержанием, которое способствует
накоплению представлений ребенка о мире. Обогащение сознания детей
интересными содержательно-упорядоченными сведениями из разных
областей естественнонаучных знаний.
·
Систематизация накопленной и получаемой информации посредством
логических операций. Ознакомление детей с определением причинноследственных связей как одним из жизненно-важных и необходимых
условий целостности окружающего мира.
·
Формирование и развитие у детей положительного отношения к себе, к
другим людям, к природе, к окружающему миру.
·
Развитие оценочного отношения к собственным достижениям (на
основе формирования адекватной самооценки).
Приобщение детей к культуре чтения.
·
Развитие интереса детей к произведениям художественной литературы.
·
Развитие эстетического восприятия художественных произведений.
·
Обращение внимания детей на изобразительно-выразительные средства
(образные слова и выражения, эпитеты, сравнения),
·
Развитие чуткого отношения к поэтическому слову.
·
Совершенствование художественно-речевые, исполнительские навыки
детей при чтении стихотворений, в драматизациях и спектаклях.
·
Воспитание у ребенка потребности в рассматривании книг и
иллюстраций.
·
Оказание помощи детям в определении основных различий между
сказкой, рассказом, стихотворением.
Развивающие задачи:
·
Развитие умений использовать разные виды моделей измерения
протяженности слов и развитие действий подбора слов заданной слоговой
структуры
·
Развитие смыслоразличительной функцией звука.
·
Формирование умений осуществлять звуковой анализ слов.
·
Развитие умений ориентироваться в качественной характеристике
звуков.
·
Развитие умений дифференцировать твердые и мягкие звуки, ударные и
безударные гласные звуки.
1.3 Принципы и подходы к формированию Программы
Программа построена в соответствии с принципами:
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих
задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться
решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета
ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий
для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными
словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы
как система задач трех уровней:
·
коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития,
разрешение трудностей);
·
профилактического;
·
развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение
содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной
психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное
комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его
результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционноразвивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за
развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка,
за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний,
чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в
обучающие программы.
3. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционноразвивающего воздействия является организация активной деятельности
ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в
конкретной ситуации.
4. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей
ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития
ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время
об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
5. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования, как в
обучении, так и воспитании детей с ФФНР всего многообразия методов,
приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и
практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и
признание. Это методы игровой коррекции: методы, сказко-, игротерапии.
6 . Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе
с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на
коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь
при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и
реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать
ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления
коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее
успешности.
1.4 Характеристика детей, имеющих данное речевое нарушение
Самым распространенным дефектом у детей 5-7лет является
нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых
наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или
нескольких групп звуков (например, свистящих, свистящих и шипящих;
свистящих и аффрикат) при нормальном физическом слухе. Более
тщательное изучение звуковой стороны речи этих детей показывает
несформированность у некоторых из них всей совокупности ее элементов —
звукопроизношения, ритмико-слоговой структуры слова, восприятия фонем
(речевых звуков). Характер подобных отклонений является фактором риска
по отношению к овладению навыками письма и чтения.Что же представляет
собой фонетико-фонематическое недоразвитие?
Фонетико-фонематическое недоразвитие—это нарушение процессов
формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения
фонем.Можно
выделить
основные
проявления,
характеризующие это состояние:
Недифференцированное произношение пар или групп звуков.
В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем
двух или даже трех других звуков.Замена одних звуков другими, имеющими
более простую артикуляцию и представляющими, поэтому меньшую
произносительную трудность для ребенка.Обычно звуки, сложные для
произнесения, заменяются более легкими, которые характерны для раннего
периода речевого развития. Например, звук л употребляется вместо звука р,
звук ф —вместо звука ш. У некоторых детей целая группа свистящих и
шипящих звуков может быть заменена звуками т и д («табака» вместособака
и т. п.).
Смешение звуков.
Это явление характеризуется неустойчивым употреблением целого ряда
звуков в различных словах. Ребенок может в одних словах употреблять звуки
правильно, а в других —заменятьих близкими по артикуляции или
акустическим признакам.
Важно обратить внимание и на состояние восприятия тех звуков, которые
ребенок произносит достаточно правильно. Нередки случаи, когда
нарушается или не развивается в должной степени восприятие так
называемых «сохранных» звуков (т.е. произносимых с соблюдением
необходимого артикуляционного уклада).У детей, входящих в эту группу,
при внешне благополучном произношении наблюдаются значительные
затруднения в восприятии звуков, которые без внимательного изучения
могут остаться незамеченными. Именно такие дети часто неожиданно для
окружающих оказываются неуспевающими по письму и чтению.
Недоразвитие фонематического слуха отрицательно влияет на формирование
у детей готовности к звуковому анализу слов.
Так, детизатрудняются:
а) в выделении первого гласного, согласного звука (называют или первый
слог, или все слово);
б) в подборе картинок, включающих заданный звук. В предлагаемый ребенку
набор входят картинки, в названиях которых есть нужный звук, — шапка,
кошка, душ; нет нужного звука —почка, окно, ракета; есть звук,
смешиваемый с заданным, —сапога, чайник, щетка;
в) в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.
Своевременное выявление детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием, проведение специально организованного обучения в
условиях детского сада позволяет не только исправить речевой дефект, но и
полностью подготовить их к обучению в школе.
Кроме того у детей с ФФНР наблюдаются: общаясмазанность речи,
нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и
грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление
предлогов,
согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными). Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
наряду
с
речевыми
особенностями
имеют
и
недостаточнуюсформированность процессов, тесно связанных с речевой
деятельностью. Внимание у таких детей может быть неустойчивым,
нестабильным и иссякающим, а произвольное внимание слабо
сформировано; недостаточны устойчивость и объём внимания, малы
возможности его распределения. Объем памяти сужен по сравнению с
нормой, необходимо больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у
детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи снижена вербальная
память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные
инструкции, элементы и последовательность заданий. Есть особенности
впротекании мыслительных операций: при преобладании наглядно-образного
мышления дети затрудняются в понимании абстрактных понятий и
отношений. Скорость протекания мыслительных операций замедлена,
замедленно и восприятие учебного материала и т.д. Наблюдаются нарушение
пальцевой и артикуляционной моторики. Наличие речевого дефекта
приводит к изменениям в психической сфере, а именно к появлению таких
черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость,
депрессивные состояния, негативизм, заторможенность,
психическая истощаемость, застенчивость, молчаливость.
апатичность,
1.5 Планируемые результаты логопедической работы
Логопедическое обследование детей.
В первой половине сентября проводится первичное логопедическое
обследование детей. Целью обследования является выявление уровня
развития речи детей.
В диагностику речевой функции входит:
- исследование лексико-грамматических представлений: употребление
родительного падежа множественного числа, употребление уменьшительноласкательных форм, согласование существительных с числительными,
объяснение значений слов, употребление предлогов, называние частей
предмета,
уровень
обобщений,
подбор
антонимов,
образование
прилагательных от существительных, образование притяжательных
прилагательных;
- исследование звукопроизношения и уровня развития фонематического
слуха, произношение слов сложной слоговой структуры, анализ звукового
состава слова;
- исследование уровня развития связной речи: рассказ по картине, по серии
картин, пересказ.
В январе проводится промежуточная диагностика речи детей, с целью
выявления динамики в развитии.
Во второй половине мая проводится итоговая диагностика, целью которой
является выявление динамики в развитии речи воспитанников.
По результатам обследования заполняются речевые карты и диагностические
таблицы.
Планируемые результаты логопедической работы с
детьми 5-6 лет:
·
правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи;
·
дифференцировать все изученные звуки;
·
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
·
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
·
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
·
овладеть интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.
Планируемые результаты логопедической работы
с детьми 6-7 лет:
·
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
·
чётко дифференцировать все изученные звуки;
·
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
·
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
·
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой
звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
·
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
·
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
·
овладеть интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1
Содержание коррекционное –развивающей Программы
Содержание Программы определено с учетом дидактических
принципов, которые для детей с ФФНР приобретают особую значимость: от
простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость
материала.
Принципы коррекционно-логопедической работы:
Общедидактические: научность, системность и последовательность,
доступность, наглядность, прочность, сознательность и активность,
индивидуальный подход.
Специфические принципы:
1. Принцип развития. Предполагает в процессе логопедической работы тех
задач, трудностей, этапов, которые находятся в зоне ближайшего развития
ребенка.
2. Онтогенетический принцип. Разработка методики коррекционнологопедического воздействия ведется с учетом последовательности
появления форм и функций речи, а так же видов деятельности ребенка в
онтогенезе.
3. Принцип системности. Опирается на представление о речи, как о сложной
функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в
тесном взаимодействии.
4. Принцип комплексности. Речевые нарушения во многих случаях
включаются в синдром нервно-психических заболеваний (дизартрия,
заикание). Устранение речевых нарушений в этих случаях должно носить
комплексный психолого-медико-педагогический характер.
5. Принцип связи речи с другими психическими сторонами развития ребенка.
Все психические процессы у ребенка – память, внимание, воображение,
мышление,
целенаправленное
поведение
–
развиваются
при
непосредственном участии речи.
6. Принцип деятельностного подхода. Исследование детей с нарушениями
речи, а так же организация логопедической работы с ними осуществляется с
учетом ведущей деятельности ребенка.
Для достижения положительной динамики в коррекционной работе
учитель-логопед имеет право направить ребёнка для консультации и
дальнейшего лечения к невропатологу, отоларингологу, окулисту.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях
адаптированной программы является игровая деятельность — основная
форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия
в соответствии с программой носят игровой характер, насыщены
разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями и ни в
коей мере не дублируют школьных форм обучения. Коррекционноразвивающее занятие в соответствии с адаптированной программой не
тождественно школьному уроку и не является его аналогом. Выполнение
коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных
адаптированной программой, обеспечивается благодаря комплексному
подходу и интеграции усилий специалистов педагогического коллектива и
семей воспитанников.
Реализация принципа интеграции способствует более высоким темпам
общего и речевого развития детей, более полному раскрытию творческого
потенциала каждого ребенка, возможностей и способностей, заложенных в
детях природой, и предусматривает совместную работу учителя-логопеда,
педагога – психолога, воспитателей и (законных представителей)
дошкольников.
В работе с детьми с ФФНР коррекционное направление является
приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и
психофизического развития
детей.
Учитель-логопед
осуществляет
коррекционную работу в рамках индивидуальных занятий. Все педагоги
следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные
учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты и родители (законные
представители) дошкольников под руководством учителя-логопеда
занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении
речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре
занимаются
физическим,
социально-коммуникативным,
познавательным, речевым, художественно-эстетическим развитием детей.
Целостность адаптированной образовательной Программы для детей с
фонетико-фонематическим
недоразвитием
речи
обеспечивается
установлением связей между образовательными областями, интеграцией
усилий специалистов и родителей (законных представителей) дошкольников.
Характеристика содержания коррекционно-развивающей работы.
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей с ОВЗ (нарушением речи);раннюю (с
первых дней пребывания ребёнка в ДОУ) диагностику отклонений в
развитии и анализ причин с целью рекомендаций родителям (законным
представителям);
комплексный сбор сведений о ребёнке на основании диагностической
информации от специалистов разного профиля;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных
особенностей воспитанников;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного
воспитания детей с нарушением речи;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребёнка;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и
динамикой развития ребёнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребёнка с нарушением речи
коррекционных программ, методик и приёмов обучения в соответствии с его
особыми потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальной,
подгрупповой, групповой коррекционно-развивающей НОД, необходимой
для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой сферы и личностных сфер ребёнка,
психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребёнка в случаях неблагоприятных условий жизни
при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
- выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным
направлениям работы с детьми с ФФНР, единых для всех участников
образовательного процесса;
- консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуальноориентированных методов и приёмов работы с воспитанниками с ФФНР;
- консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и
приёмов коррекционного обучения ребёнка с ФФНР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции,
индивидуальные
беседы,
консультирование,
анкетирование,
индивидуальные
практикумы, информационные стенды, печатные
материалы, презентации), направленные на разъяснение участникам
образовательного процесса - детям с ФФНР, их родителям (законным
представителям), педагогическим работникам, - вопросов, связанных с
особенностями образовательного процесса и сопровождения.
2.2 Система комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения детей с нарушением речи в условиях образовательного
процесса
Комплектование групп компенсирующей направленности для детей с
нарушениями речи осуществляется на основании рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии.
По заключению ПМПК в группы компенсирующей направленности
зачисляются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Система психолого-медико-педагогического сопровождения включает
диагностико-прогностический и коррекционно-развивающий этапы, в рамках
которых определены направления деятельности каждой службы.
На первом этапе осуществляется комплексное изучение детей и
составляется психолого-педагогический профиль каждого ребенка.
На втором этапе - коррекционно-развивающем, осуществляется
непосредственная
реализация
представленной
адаптированнойобразовательной программой для детей с фонетикофонематическим недоразвитием речи.
На основе результатов обследования составляется индивидуальный
коррекционно-развивающий план, который предусматривает мероприятия
психолого-педагогического характера и включает основные направления
деятельности всех специалистов службы сопровождения. Индивидуальный
план состоит из следующих разделов:
Логопедическая коррекция коммуникативно-речевого развития ребенка.
Художественно–эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Коррекционно-развивающая работа воспитателей.
Музыкально-коррекционная работа.
Коррекционно-развивающая деятельность родителей.
Вышеизложенная модель позволяет оптимизировать коррекционноразвивающий процесс, прослеживать динамику коррекционной работы,
координировать деятельность всех специалистов дошкольного учреждения.
Планирование коррекционно-развивающих мероприятий.
Обучение в процессе непосредственной образовательной деятельности
— основная форма коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющая
большое значение для формирования коммуникативной функции речи и
общей готовности к школе. У дошкольников с речевыми нарушениями
проявляются особенности в психической деятельности: неустойчивость
внимания,
пониженная
познавательная
активность,
недостаточная
сформированность игровой деятельности.
Специфика нарушения речи у детей с ФФНР состоит в многообразии
дефектов произношения различных звуков, в вариативности их проявлений в
разных формах речи,
в
разной
степени
несформированности
фонематического восприятия, что в целом обуславливает необходимость
тщательной индивидуально ориентированной коррекции. В связи с этим
предусмотрены три типа непосредственной образовательной деятельности:
индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.
Основная цель индивидуальной непосредственной образовательной
деятельности состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных
упражнений, направленных на устранение специфических нарушений
звуковой стороны речи, характерных для разных нозологических форм
речевой патологии — дислалии, ринолалии, дизартрии и др.
Основная цель подгрупповой непосредственной образовательной
деятельности — воспитание навыков коллективной работы. Дети учатся
адекватно оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав
подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению учителялогопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции
произношения. Большую часть свободного времени дети могут проводить в
любом сообществе в соответствии с их интересами.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальной и
подгрупповой непосредственной образовательной деятельности является то,
что они носят опережающий характер и готовят детей к усвоению более
сложного фонетического и лексико-грамматического материала на
фронтальных занятиях.
Фронтальная
непосредственная
образовательная
деятельность
предусматривает усвоение произношения ранее поставленных звуков в
любых фонетических позициях и активное использование их в различных
формах самостоятельной речи. Одновременно обеспечивается дальнейшее
расширение речевой практики детей в процессе ознакомления с окружающим
миром. Это позволяет реализовать коррекционную направленность обучения,
предоставить ребенку благоприятные условия для овладения родным языком
в индивидуальных и коллективных ситуациях общения.
Во
время
фронтальной
непосредственной
образовательной
деятельности
организуются
совместные
игры
дошкольников,
обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для
развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.
Индивидуальная работа по постановке и автоматизации звуков с детьми
проводится от 1 до 3 раз в неделю в зависимости от степени дефекта речи и
индивидуальных особенностей детей.
Подгрупповая работа проводится по мере необходимости.
Фронтальная непосредственная образовательная деятельность зависит
от периодов обучения: в первом периоде – 2 занятия, во втором – 3, в третьем
– ежедневно.
2.3 Особенности взаимодействия с родителями (или лицами их
заменяющими)
Семья и детский сад – два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребёнка
необходимо их взаимодействие.
Взаимодействия детского сада и семьи – необходимое условие
полноценного речевого развития дошкольников с нарушением речи. Однако
подобное согласованное воздействие не возникает сразу. Ему предшествует
целенаправленная работа логопеда.
Семья – это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При
обучении и воспитании детей очень важно найти взаимосвязь с родителями.
Родители (законные представители) как самые близкие люди могут дать
детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с
детьми по исправлению речевых недостатков является работа с семьей.
Коррекционная работа с детьми, имеющими фонетико-фонематические
нарушения, является длительным процессом, требующим многократных
усилий со стороны логопеда. Поэтому коррекционная работа имеет большой
объем и строится в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с
семьями воспитанников.
Очень часто родители (законные представители) отстраняются от
работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют
необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Родители (законные
представители) испытывают трудности, потому что не могут найти
свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься
Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом
развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и
коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов
и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости
совместной работы учителя-логопеда с семьей на всех этапах коррекции.
Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь
отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных
звуков. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к
введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в
коррекционной работе является организация помощи родителям (законным
представителям) при решении проблем речевого развития детей.
Оптимизировать
коррекционный
процесс
поможет
правильно
организованная совместная работа. Систематическая работа в детском саду и
дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических
тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит
значительные улучшения собственного произношения.
Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание
заниматься с учителем-логопедом,поощрение его успехов и положительное
отношение родителей к занятиям.
Формы работы учителя – логопеда с родителями по преодолению
речевых недостатков разнообразны.
Традиционные формы взаимодействия учителя – логопеда с
родителями(законными представителями):
·
родительские собрания;
·
консультирование;
·
беседы;
·
опросы, тестирование, анкетирование;
·
уголки для родителей в группе;
·
домашние задания;
·
информационные буклеты;
·
семинары – практикумы, мастер – классы и т.д.;
·
посещение родителями (законными представителями) логопедических
занятий.
Современные формы работы учителя – логопеда с родителями
(законными представителями) использование ИКТ:
·
показ презентаций;
·
использование сайта детского сада.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) учительлогопед осуществляет с помощью коллективной, индивидуальной и
наглядной форм работы.
Коллективные формы работы с семьей – это собрания,
консультирование, семинары, посещение логопедических занятий.
Групповые родительские собрания проводится 2 раза в год по результатам
диагностики, а так же по запросу родителей или воспитателей. Темы
собраний определяются в зависимости от возраста детей. Родительские
собрания помогают объединить родителей, активно включиться в процесс
воспитания детей, нацелить их на помощь.
Проводит индивидуальные консультации с родителямидетей, у
которых были выявлены речевые нарушения. Знакомит родителей с
особенностями речевого нарушения их ребенкав деликатной форме, как с
ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.
Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому
или иному вопросу. Консультации должны проводиться чётко, просто и
конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.
Логопед знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в
работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового
внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении
пользоваться правильным звуком в речи. Наиболее популярные темы
консультирования – «Что такое артикуляционная гимнастика?»,
«Пальчиковые игры», «Закрепление поставленного звука в домашних
условиях».
Семинары – практикумы устанавливают партнерские отношения с
родителями, повышают педагогическую компетентность родителей, все это
происходит в игровой форме. Родители, играя с логопедом и друг с другом,
будут играть с ребенком.
Наиболее эффективной формой работы являются открытые
фронтальные занятия. Они проводятся для того, чтобы родители увидели,
каких успехов достигли их дети после совместной коррекционной работы.
Родителям (законным представителям) очень нравится посещать такие
занятия. Они довольны полученными результатами. Ценность таких занятий
в том, что родители видят своих детей в коллективе и это дает возможность
адекватно оценить возможности и способности своего ребенка.
Наглядные формы работы учителя-логопеда с семьей. К ним
относятся: создание игротеки, оформление уголка для родителей, выпуск
брошюрок.
Дети дошкольного возраста большую часть проводят в игре, через
которую они знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые
навыки и умения. Игротека является стимулом к активному участию
родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители (законные
представители) имеют возможность воспользоваться подобранным
практическим материалом. В основном, это материал, объединенный одной
лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические,
словарные задания, задания на развитие фонематических процессов,
внимания, памяти. В игротеке подобраны пособия, используемые на
фронтальных занятиях в ДОУ, она периодически пополняется новым
практическим материалом на определенную тему, дидактическими
пособиями, изготовленными своими руками. Игры предлагаются родителям в
зависимости от проблем в речи ребенка – это могут быть как игры на
общеречевое развитие, так и игры на звукопроизношение: лото, домино,
звуковые кубики. В игре ребенок учится преодолевать трудности, у него
воспитываются волевые качества, настойчивость, выдержка.
Выпускаются для родителей (законных представителей) брошюрки, в
которых размещают игры и упражнения, в которые можно поиграть с
ребенком дома, а также художественно-литературный материал: стихи,
скороговорки, чистоговорки, загадки.
Для
родителей
(законных
представителей)
периодически
оформляет«уголки логопеда» с подборкой теоретического и практического
материала по речевому развитию детей.
Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы
ДОУ с семьей – это анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий.
Такая форма позволяет учителю-логопеду установить более тесный контакт с
родителями.
При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи,
особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их
трудности, ошибки. По полученным анкетным данным учитель – логопед
делает вывод, ведется ли работа в семье по преодолению речевых нарушений
и насколько родители (законные представители) заинтересованы в получении
положительного результата. Каждый родитель (законный представитель)
должен хорошо знать особенности развития своего ребенка, уметь правильно
подойти к нему.
Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей
(законных представителей) в педагогических знаниях учитель-логопед
узнаёт с помощью бесед. Беседа с родителями (законными представителями)
направлена на то, чтобы дать им минимум знаний об особенностях
воспитания детей, имеющих фонетико-фонематическое нарушение,
некоторые навыки работы с ними. С этой целью для родителей (законных
представителей) организуются беседы о сущности и проявлениях речевого
нарушения, о его причинах.Родители (законные представители) узнают о
проблемах в развитии ребенка, получают советы, необходимые практические
рекомендации.
Важной формой взаимодействия с родителями (законными
представителями) является тетрадь домашних заданий. Никакая самая
тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних
занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Она заполняется 2
раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично.
Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для
закрепления в виде различных упражнений. Стараюсь включать задания не
только по звукопроизношению, но и по формированию словаря,
грамматических умений и навыков, на развитие фонематических процессов,
внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития
моторики.
Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной
составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный
контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности
коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно
найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать
максимальной продуктивности общей коррекционной работы.
Совместная работа учителя-логопеда и семьи дает положительные
результаты, надо отметить тот факт, что логопед приобретает в лице
родителей дополнительных помощников в своей работе.
Всем родителям советуем как можно чаще говорить детям о своей
любви к ним, обнимать их и уделять побольше внимания, закладывать в них
самое лучшее и доброе.
2.4 Особенности взаимодействия с педагогами.
Успех коррекционной - развивающей работы дошкольного образовательного
учреждения определяется строгой, продуманной системой, суть которой
заключается в логопедизации учебно-воспитательного процесса и
деятельности детей. А именно, создание творческого союза педагогов,
объединенных общими целями, построенного на основе комплексной
диагностики,
организацию
коррекционно-образовательной
среды,
стимулирующей развитие ребенка.
Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушенных
звуков у детей проводится с сентября по май (в зависимости от сложности
речевых дефектов). Именно поэтому сегодня, говоря о работе с детьмилогопатами, нельзя рассматривать только деятельность учителя-логопеда. Для
того, чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую
базу, необходимо глубокое взаимодействие всех участников педагогического
процесса, т.е. комплексный подход, где ведущая и координирующая роль
принадлежит учителю-логопеду.
Создание комплексного подхода предполагает тесное сотрудничество и
партнёрство всех взрослых участников педагогического процесса.
Комплексный подход предполагает сочетание коррекционно-педагогической
и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех
сторон речи, развитие моторики и познавательных психических процессов,
воспитание личности ребенка и оздоровление организма в целом. Необходима
совместная работа врача - невролога, логопеда, психолога, воспитателя,
музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Эта
работа должна носить согласованный комплексный характер. Активно
воздействуя на ребенка специфическими профессиональными средствами,
педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов. При
этом, определяя объективно существующие точки соприкосновения различных
педагогических областей, каждый педагог осуществляет свою работу не
обособлено, а дополняя и углубляя влияние других. Поэтому, учитывая
индивидуальные особенности каждого ребенка с нарушениями речи,
специалисты ДОУ намечают единый комплекс совместной коррекционно-
педагогической работы, направленной на формирование и развитие
двигательной, интеллектуальной, речевой и социально-эмоциональной сфер
развития личности ребенка-дошкольника.
Комплексный подход по коррекции нарушениязвукопроизношения
обозначен двумя аспектами:
1. Сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной
работы, которая направлена на нормализацию всех сторон речи,
артикуляционной моторики и оздоровление организма в целом.
2. Совместная работа невролога, учителя-логопеда, педагога-психолога,
воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому
воспитанию и родителей.
Основная цель коррекционной работы специалистов ДОУ с детьми – это
развитие правильной, грамотной речи при подготовке к обучению в школе.
В рамках комплексного подхода к коррекции звукопроизношения у детей
дошкольного возраста используются разнообразные системы работы. И
практически каждая система использует дидактический принцип от простого
к сложному.
Коррекционная работа проводится в следующих направлениях:
1. Медицинское
воздействие (медикаментозное укрепление нервной
системы) создающее благоприятный фон для психотерапии и активной
логопедической работы.
2. Психотерапевтическое воздействие (проводится на протяжении всей
логопедической работы). Ребенка постоянно убеждают, что он может, и будет
говорить красиво и правильно; фиксируют его внимание на успехах в речи,
обязательно в присутствии детей, воспитателей.
3. Работа учителя-логопеда. Коррекция нарушенных звуков осуществляются
на протяжении регулярного, систематического курса занятий, с учетом
возрастных особенностей детей дошкольного возраста и срока коррекционной
работы. Индивидуальные занятия строятся в соответствии с этапами работы
по исправлению неправильного звукопроизношения (подготовительный этап,
постановка звука, автоматизация звука, дифференциация смешиваемых
звуков).
4. Работа педагога – психолога направлена на развитие эмоциональноволевой сферы, высших психических функций, снятие эмоционального
напряжения детей. На занятиях специалист осуществляет индивидуальный
подход к каждому воспитаннику с нарушением речи, контролирует речь детей,
делает подборку игр и упражнений, речевого материала с учетом этапа
коррекции звукопроизношения.
5. Работа музыкального руководителя. Специалист на занятиях проводит
работу по развитию фонематического слуха, развитию артикуляционной
моторики и мелкой моторики рук, активизации внимания, воспитанию
музыкального ритма, ориентировки в пространстве, что благоприятно влияет
на формирование неречевых функций у детей с речевой патологией. На
занятиях активно используются музыкально-дидактические игры, упражнения
на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к
определенному музыкальному звуку, распевку на автоматизацию тех звуков,
которые дети изучают на логопедических занятиях с учетом этапа работы.
Музыкальный руководитель на занятиях осуществляет контроль за речью
детей. Содержание речевого материала используемого на музыкальных
занятиях, сценарии праздников и развлечений обсуждается с учителем –
логопедом.
6. Работа инструктора по физическому воспитанию. На занятиях по
физическому воспитанию использует разнообразные упражнения и игры,
направленные на развитие ритмизации движений, умение управлять собой, на
снятие общей скованности, напряжения. Дети с нарушением речи соматически
ослаблены, физически невыносливы, быстро утомляются. Отрицательно
сказывается на здоровье долгое пребывание детей в сидячем положении.
Поэтому необходимо уделять серьезное внимание физической культуре.
Инструктор по физвоспитанию проводит на занятиях упражнения по развитию
правильного физиологического и речевого дыхания. Для снятия мышечного
тонуса артикуляционного аппарата проводит самомассаж. Педагог организует
и проводит упражнения на координацию речи с движением с помощью
подвижных игр разной сложности, осуществляет контроль за речью детей. На
индивидуальных занятиях развивает моторные навыки с использованием
пальчиковой гимнастики по лексической теме, повышает активность,
развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует
просодические компоненты речи.
С целью реализации комплексного подхода в коррекции речевого
нарушения всех специалистов намечены основные задачи, которые включают
в себя:
1. Создание команды единомышленников из всех специалистов (учителялогопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя,
инструктора по физическому воспитанию, этнографа) и повышение их
профессионального уровня.
2. Организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое
и личностное развитие ребенка.
3. Разработка тетрадей взаимодействия со специалистами, построенных на
основе комплексной диагностики.
Тетради взаимосвязи - со всеми специалистами определили:
- задачи работы специалиста (музыкального руководителя, педагогапсихолога, инструкторов по физическому воспитанию, этнографа)
- рекомендации по коррекционной работе,
- перспективное планирование по формированию фонетической стороны;
- приблизительные игры и упражнения для каждого специалиста
- список детей и этап работы логопеда по звукопроизношению.
Таким образом, взаимосвязь динамики речевого развития и познавательных
процессов дает основание полагать, что взаимодействие всех участников
образовательного процесса приводит к положительным результатам; данное
взаимодействие эффективно за счет координирующей роли учителя-логопеда,
разработанной системы мониторинга не только речевого, но и познавательного
развития детей-логопатов.
2.5 Условия реализации программы
Требования к условиям реализации адаптированной образовательной
Программы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Психолого-педагогическое обеспечение:
1. Обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных
нагрузок).
2.
Обеспечение
психолого-педагогических
условий
(коррекционная
направленность
образовательного
процесса;
учёт
индивидуальных
особенностей ребёнка на адекватной возрасте форме работы с детьми - игровой
деятельности, соблюдение комфортного психоэмоционального режима;
использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации образовательного
процесса, повышения его эффективности.
3. Обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса
специальных задач обучения, ориентированных на воспитанников с ФФНР;
использование специальных методов, приёмов, средств обучения,
специализированных
образовательных
и
коррекционных
программ,
ориентированных на особые образовательные потребности детей;
дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики
нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося,
осуществляемое на индивидуальных и подгрупповых коррекционных
занятиях).
4. Обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и
охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья,
профилактика физических, умственных и психологических перегрузок
воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм).
5. Обеспечение участия всех детей с ФФНР, независимо от степени
выраженности нарушений их развития в проведении воспитательных,
культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых
мероприятий.
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
Обеспеченность методическими материалами и средствами
коррекционного логопедического процесса
Логопедический уголок полностью оснащён необходимым оборудованием,
методическими материалами и средствами обучения.
В логопедическом уголке имеются следующие материалы:
Пособия.
Обследование
1. Обследование звукопроизношения
2. Обследование понимания речи
3. Обследование связной речи
4. Обследование грамматического строя
5. Состояние словаря
6. Обследование Фонематического восприятия, фонематического анализа и
синтеза, фонематических представлений
7. Обследование слоговой структуры слова
8. Счётный материал
9. Разрезные картинки из 2 – 4 - 6 частей
10. Картинки и тексты
Формирование звукопроизношения
1. Артикуляционные упражнения (карточки)
2. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в
речь
3. Пособия для работы над речевым дыханием
4. Предметные картинки на все изучаемые звуки
5. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков
6. Тексты на автоматизацию поставленных звуков
Картотеки и настольные игры
картотека артикуляционной гимнастики;
картотека дыхательной гимнастики;
разрезные картинки;
игры с прищепками;
Игры со шнуровками;
Игра «Чей хвост»
Игра «Кто, где живёт, и чем питается»;
картотеки на развитие памяти, внимания, мышления
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа
1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков
2. Таблицы: «Звуки и буквы», «Характеристика Звуков»;
3. 3.Звуковички на изучаемые звуки
4. Предметные картинки на дифференциацию звуков
5. Тексты на дифференциацию звуков
Работа над словарём
Предметные картинки:
3.1
ягоды
головные уборы
мебель
птицы
растения
обувь
продукты
грибы
одежда
посуда
игрушки
насекомые
профессии
деревья
животные и их детёныши
инструменты
времена года
предметные картинки на подбор антонимов
предметные картинки на подбор синонимов
многозначные слова
один - много
словообразование
Грамматический строй речи
1. Схема предлогов
2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами
3. Пособия на согласование
Развитие связной речи
1. Серия сюжетных картинок
2. Сюжетные картинки
3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных
рассказов.
1. Филичева Т.Б. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации –
М.: Дрофа, 2009.
2. Жукова Н.А. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у
дошкольников: Книга для логоеда. Изд-во АРД ЛТД, 1998.
3. Волкова Г.А. Методика психолого-педагогического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб.,
2005.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников – М., 1985.
5. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука
правильного произношения. – М., ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005.
6. Косинова Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Упражнения
для развития речи. – М., ОЛИСС, Изд-во Эксмо, 2005.
7. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Первый год
обучения. – М., 2009.
8. Лиманская О.Н. Конспекты логопедических занятий. Второй год обучения
– М., 2009.
9. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно.-СПб. Литера, 2001.
10. Кузнецова Е.В. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.– М., 1999.
11. Кузнецова Е.В., Тихонова И.А. Развитие и коррекция речи детей 5 - 6 лет:
Конспекты занятий. — М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений
слоговой структуры слов у детей. – СПб. Детство-Пресс, 2005.
13. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов. – ВЛАДОС, 1999.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М., Гном –
Пресс, 1999.
15. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. – М., Гном – Пресс, 1998
3.2 Особенности организации развивающей среды
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает
реализацию ОПП ДОУ; учитывает национально-культурные особенности,
климатические условия, возрастные особенности детей в которых
осуществляется образовательная детальность.
На развитие ребёнка большое влияние оказывает окружающая среда.А
если это ребёнок с нарушением речи,то коррекционно-развивающая среда это
та среда, в которой создаются условия для коррекции речи, стимуляции
речевой деятельности и речевого общения. В образовательном учреждении в
состав коррекционного-развивающей среды входит и логопедический уголок
Создание условий, способствующих преодолению речевых дефектов и
развитию речевых возможностей дошкольников, возможно только в хорошо
оснащённом логопедическом уголке.
Структура предметно-развивающей средылогопедического уголка
определяется целями коррекционно-образовательной работы, подбором
предметного содержания с учётом условий работ, своеобразием
пространственного расположения необходимых предметов и материалов.
Создавая коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета
необходимо стремится к тому,чтобы окружающая обстановка была
комфортной, эстетичной,подвижной, вызывала у детей стремление к
самостоятельной деятельности.
Развивающая среда построена на следующих принципах:
1. комфортность и безопасность
2. обеспечение индивидуальной детской деятельности
3. обеспечение возможностей дляисследования и обучения
4. функциональность предметной среды
1.Комфортность и безопасность.
Особенности организации состоят в создании максимального эффекта
домашней обстановке (мебель, световое оформление интерьера и т.д) В
результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное
настроение.
2.Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.
Для индивидуальных занятий создаётся центр сенсомоторного развития с
включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр,
игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук
ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т.д.; сенсорного мешочка;
«Волшебного куба», в которых ребёнок находит предмет и картинки для
занятий и др. Применение всего этого будет вести к развитию сенсорных
способностей – базовых в системе интеллектуальных способностей ребёнка
дошкольного возраста.
3.Обеспечение индивидуальной детской деятельности.
Для подгрупповых занятий используется панно «Весёлый паровозик»
скарточками-символами звуков,картинками,карточкамизвукобуквенного и
слогового анализа, компьютерные игры «Учимсяговорить правильно» и др.
Используя данные и другие пособия. Логопед создаёт ситуации занятости и
увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает
потенциальную возможность возникновения организационных проблем.
4.Обеспечение возможности для исследования и обучения.
При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых
занятий продумываем для каждого ребёнка выбор способа выполнения
задания, возможность экспериментирования. Например, для игры
«Моделирование букв» предлагаем различный материал: проволоку, палочки,
шнурки и др. При анализе игры или занятия отмечаются положительные
стороны в работе каждого ребёнка. В результате создания среды для развития
индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует
ситуация успеха.
На подгрупповых занятиях широко используются различные виды театров,
например пальчикового театра «Животные». Его используем для
автоматизации звуков (проговаривание диалогов, «весёлый» счёт животных и
др., для развития слухового восприятия («Узнай по голосу»).Таким образом, у
детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В
итоге, создаётся обстановка, выполняющая развивающую функцию.
IV.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Планируемый результат – достижение каждым ребёнком уровня речевого
развития, соответствующего возрастным нормам. Предупреждение возможных
трудностей в усвоении школьных знаний, обусловленных речевым
недоразвитием, и обеспечивающим его социальную адаптацию и интеграцию
в обществе. Тесное взаимодействие педагогов и родителей (законных
представителей) на основе продуманной и налаженной сети интегрированных
связей, комплексной диагностики помогает осуществить оптимальный выбор
методов, адекватных возрасту и структуре дефекта детей с ФФНР, чем
достигается эффективность и стабильность результатов. Своевременность
принятых мер, сотрудничество специалистов обеспечивают речевое развитие
ребёнка с ФФНР, в чём можно убедиться, сопоставив результаты стартового,
промежуточного, итогового логопедического обследования. Речевые
показатели по всем параметрам улучшились.